Об этом заявил заместитель министра обороны по вооружению Владимир Поповкин. По его словам, такая политика позволит быстро перевооружить Российскую армию новейшей техникой и подтолкнет отечественный оборонно-промышленный комплекс к созданию в будущем оружия только новых поколений.
Так что Россия очень скоро может стать не только крупнейшим экспортером военной техники и вооружений, но и активным покупателем. Впрочем, импорт военной техники не является чем-то исключительным. Тем более, он не свидетельствует о слабости собственной промышленности. К примеру, по данным Центра анализа мировой торговли оружием, военный импорт США за период 2006-2009 годов оценивается в 16,5 миллиарда долларов. За тот же период Великобритания закупила «товара» на 6,744 миллиарда долларов. Приобретают вооружение за границей и Германия, и Франция, да и практически все страны НАТО, имеющие мощную военную промышленность. Кстати: по мнению экспертов Центра анализа стратегий и технологий, современный рынок вооружений нельзя оценивать только по сухим цифрам, он очень политизирован. И те же Соединенные Штаты основную массу военной техники закупают в узком кругу англосаксонских стран.
Министерство обороны провело ревизию всех, еще вчера считавшихся перспективными видов вооружений, которые промышленность предлагала армии. Стоит уточнить: предлагала не по собственной инициативе, а реализуя различные государственные заказы на создание новой техники. И В. Поповкин сделал сенсационные, по сути, заявления, назвав те образцы вооружений, от которых военное ведомство намерено отказаться. Хотя вот их как раз наши предприятия выпускать способны.
Закрыты опытно-конструкторские работы по двуствольной 152-мм самоходной артустановке «Коалиция-СВ». Спаренные пушки больших калибров для сухопутных войск производят сегодня в различных странах, кроме России. И «Коалиция-СВ» должна была эту брешь закрыть. По своей конструкции эта самоходка была копией очень хорошей самоходной пушки «Мста-С», только с двумя стволами, расположенными друг над другом. По мнению экспертов-артиллеристов, двуствольная самоходка получилась очень хорошей по своим характеристикам. И чем она не удовлетворила нынешнее руководство минобороны, непонятно.
В гособоронзаказ не вошли и, по всей видимости, не войдут боевая машина десанта БМД-4 «Бахча-У» и легкобронированный плавающий танк «Спрут-СД» со 125-мм пушкой. Танк этот еще называют самоходным противотанковым орудием. «Спрут-СД» должен был прийти на смену плавающему танку ПТ-76. Теперь не придет, морская пехота так и останется без плавающего танка. Не планируют военные закупать и так называемую боевую машину поддержки танков. Как сказал начальник вооружений, танк - самодостаточная боевая единица, которая ни в какой поддержке не нуждается. В. Поповкин даже выразил недоумение по поводу того, зачем вообще разрабатывали и строили опытный образец БМПТ.
Слышать такое странно. Задание на разработку БМПТ было выдано с учетом анализа использования бронетехники в Афганистане. Лишь чудом эту машину построили в лихие девяностые и довели до государственных испытаний, которые БМПТ прошла блестяще. По сути, российские танкостроители открыли новое направление в создании боевых машин. Увидев БМПТ на выставке в Нижнем Тагиле, американцы в спешном порядке скорректировали свои военные программы и выдали промышленности задание на разработку аналогичных машин. Очень скоро в НАТО появятся свои БМПТ, а нам они теперь, оказывается, не нужны.
Офицеры, которым пришлось пройти Афганистан и локальные конфликты на Северном Кавказе, уверены, что именно хорошо защищенная бронированная машина, имеющая ураганную огневую мощь, просто необходима для поддержки войск, а не только танков, в условиях гор и населенных пунктов. Бывший начальник Космических войск В. Поповкин на войне не был, и что нужно воюющей армии представляет, судя по его же высказываниям, очень плохо. А в бронетанковой технике он не разбирается вообще и не любит ее, похоже, на уровне подсознания.
Он назвал танк Т-90 «глубокой модернизацией Т-34». По его мнению, никаких революционных новшеств у Т-90 по сравнению с «тридцатьчетверкой нет». По его признанию, он очень удивился, когда впервые залез в танк на место механика-водителя. Оказывается, как он выяснил, управляется Т-90 при помощи тех же рычагов, которые стояли еще на Т-34. Интересно, а как он должен управляться, при помощи джойстика, что ли? Был у нас прекрасный танк «Барс». Он имел активную защиту «Арена» и автоматическую трансмиссию. Управлялся не посредством рычагов, а при помощи своеобразного «руля». Но и эта, во многом прорывная машина, не устроила минобороны, также как не устроил чиновников военного ведомства по-настоящему революционный танк «Черный орел». А теперь, как сказал В. Поповкин, полностью закрыты работы и по «объекту 195». Это тот самый новейший танк Т-95, который иные генералы обещали принять на вооружение еще десять лет назад. В ближайшее время танк будет рассекречен и выставлен на всеобщее обозрение на оружейном салоне в Нижнем Тагиле.
Если говорить о бронетранспортерах, то, по мнению начальника вооружений, «это какие-то гробы». Мотострелки, мол, просто боятся ездить внутри, предпочитая сидеть на броне. Это объясняется тем, как считает В. Поповкин, что любое попадание в БТР убивает всех сидящих внутри солдат. Интересно, а сидящих на броне обстрел из легкого стрелкового оружия щадит? Вообще, странно, что бывший генерал армии, пусть и служивший в космических войсках, не знает, что БТРы не должны возить солдат по полю боя.
Их задача - подвезти отделение пехотинцев к этому полю, высадить, а дальше поддерживать пешее передвижение бойцов огнем. А для того, чтобы исключить поражение БТРов гранатометами, и создавали БМПТ - как выясняется, зря.
Броневики у нас плохие еще и потому, что защищены они простой броней, которая, по мнению начальника вооружений, давно стала анахронизмом. Вот на развитом Западе, как он считает, в деле защиты продвинулись очень сильно. Боевые машины пехоты и десанта там прикрывает будто бы некая нанотехнологичная пластиковая «броня» - легкая и прочная. Где В. Поповкин такую видел - уму непостижимо. На всех машинах, что легких, что тяжелых, основной защитой является все-таки броня, которую дополнительно покрывают синтетическими материалами. И делают это, прежде всего, чтобы снизить радиолокационную заметность техники, повысить ее пожаробезопасность. По всей видимости, от закупок БТР-80 и перспективных БТР-90 минобороны откажется. Зачем армии «гробы на колесах»? Вполне вероятно, привычные всем бронетранспортеры скоро сменят изящные итальянские бронеавтомобили «ИВЕКО». Они комфортны, проходимы, хорошо вооружены и защищены какой-то, по мнению В. Поповкина, непробиваемой синтетической броней. Минобороны рассматривает вариант лицензионного производства этих машин на одном из российских автозаводов.
Совершенно не удовлетворяют армию и отечественные снайперские винтовки. Они, будто бы, во всем уступают зарубежным аналогам, к тому же очень дороги в производстве. Летом планируется провести комплексные сравнительные испытания снайперских систем, представленных отечественными и зарубежными разработчиками. После этого будет сделан выбор в пользу закупок уже конкретного образца для принятия на вооружение Российской армии. Очень может быть, что этим образцом окажется иностранная винтовка.
В своем выступлении В. Поповкин немало времени уделил беспилотным летательным аппаратам. Оказывается, за последние годы на разработку отечественных беспилотников из бюджета минобороны было потрачено пять миллиардов рублей, а на выходе получился абсолютный ноль. Ни один из предложенных промышленностью аппаратов не прошел государственных испытаний, только поэтому-то и было принято решение о закупке БПЛА в Израиле. Такое, опять же сенсационное откровение, не совсем убедительно. На авиасалонах МАКС выставляется огромное количество беспилотников. И трудно поверить в то, что все они являются блефом. Интересно и другое. Почему минобороны спокойно смотрело, как впустую тратятся миллиарды рублей, и не проводило каких-то этапных испытаний, чтобы оценить, в правильном направлении работают конструкторы или нет.
Если говорить о самом нашумевшем импортном заказе, правда, пока еще гипотетическом, покупке универсального десантного корабля «Мистраль», то вопрос с ним еще не решен. Как сказал Владимир Поповкин, речь идет не о приобретении боевого корабля в чистом виде, а о приобретении самых современных кораблестроительных технологий, которые дадут мощный импульс к развитию всей судостроительной промышленности России, а, попутно, и вертолетостроительной и приборостроительной. Вполне возможно, основным боевым вертолетом российского «Мистраля» станет Ка-52. Во время визита французского корабля в Санкт-Петербург «Аллигатор» произвел посадку на его борт и, как признали специалисты, сложилось впечатление, что именно для такого корабля он и создавался. В. Поповкин прояснил, наконец, для чего нам нужен иностранный чудо-корабль. Оказывается, для защиты островов на Дальнем Востоке от возможной агрессии со стороны Японии и для связи с анклавом Калининград на Балтике.
www.newsland.ru |