По уровню цен на бензин РФ пока занимает предпоследнюю строчку среди европейских стран. Но это ненадолго, считают эксперты. Нефтяники захотят «отыграть» убытки предвыборной «заморозки» и вернуть вложения в модернизацию НПЗ, и к лету ценники на заправках заметно поднимутся вверх.
Центр экономических исследований «РИА - Аналитика» 10 февраля опубликовал рейтинг европейских стран по ценам на бензин и темпам их роста в 2011 году. Россия по стоимости литра бензина с октановым числом 95 и выше оказалась на «почетном» предпоследнем месте (в среднем 28,4 рубля за литр). Дешевле топливо стоит только в братской Белоруссии, где за литр 95-го автомобилисты отдают, в пересчете, чуть более 23 российских рублей. В тройке «антилидеров» также Казахстан, где литр 95-го стоит чуть дороже 30 рублей. Для сравнения, в нефтедобывающей Норвегии литр аналогичного топлива обходится в 74 рубля – эта страна возглавляет европейский рейтинг цен на топливо. Совершенно другая картина – по динамике роста цен на бензин. Здесь позиции России далеко не столь «привлекательны». По итогам декабря наша страна поднялась с восьмой (по итогам трех кварталов) на седьмую строчку рейтинга. По данным аналитиков РИА, темпы роста цен на бензин в РФ оставили далеко позади инфляцию, увеличив стоимость топлива на 11,8%. В текущем году, несмотря на предвыборные посулы властей, «бензиновое число» будет стремиться к среднеевропейскому показателю, полагают эксперты.
Зимний бензиновый рай
Согласно официальным данным, примерно с конца декабря 2011 года цены на бензин в большинстве регионов незначительно, но снижаются, а в Москве и Петербурге держатся практически на одном уровне. Для автомобилистов эта картина непривычна, отмечают опрошенные «БалтИнфо» эксперты. Но у нее есть вполне объективные причины.
Так, для насыщения внутреннего рынка в прошлом году была принята заградительная пошлина на бензин. Как результат – на оптовом рынке нефтепродуктов, судя по еженедельным данным Минэнерго, сохраняется профицит (исключая особенно востребованное в этот период зимнее дизтопливо).
Растут объемы переработки и отгрузки нефтепродуктов на внутренний рынок в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. На этом фоне снижаются и мелкооптовые, и розничные цены. «Рынок нефтепродуктов на текущий момент сбалансирован по производству и потреблению, поэтому предпосылок к дефициту и росту цен пока нет», – заявляет гендиректор аналитического агентства «INFOLine» Иван Федяков.
Одновременно, отмечается в материалах Минэнерго, нефтяные компании выполняют согласованные с правительством графики модернизации перерабатывающих мощностей. Так, 14 февраля ООО «КИНЕФ» (Киришский нефтеперерабатывающий завод) сообщило о выполнении программы строительства комплекса по глубокой переработки нефти. Ввод современных установок позволит обеспечить регионы сбыта высокооктановым бензином класса Евро-4 и Евро-5, что, как ранее отмечали эксперты, позволит избежать дефицита качественного топлива.
«Оттепель» ждем в марте?
В то же время, рыночные механизмы образования цены на бензин для России по-прежнему не являются определяющими, отмечают эксперты. Поэтому российский рынок живет «в отрыве» от мировых цен на нефть – независимо от того, кто и что делает погоду на рынке нефти, у России всегда найдется «противоядие». Так, в середине января было объявлено, что правительство РФ договорилось с нефтяниками о сохранении, по крайней мере до весны, цен на нефтепродукты, в том числе в рознице, на уровне декабря прошлого года. А с февраля этого года контролирующие внутренний рынок вертикально-интегрированные компании (ВИНК) должны будут ограничивать рост оптовых отпускных цен фиксированной надбавкой для сторонних покупателей, отмечает аналитик «Инвесткафе» Виталий Михальчук.
Этот «ручной тормоз» еще ударит по рынку, считает эксперт. «Как видно, правительство предпринимает определенные шаги для регулирования розничного рынка нефтепродуктов, но эти меры по сути являются ручным регулированием рыночных процессов, – отмечает аналитик. – Добиваясь выгодных для себя условий в одном участке рынка, правительство создает проблемы в другом. Например, заморозки цен на нефтепродукты в январе привели к убыткам независимых продавцов».
Предполагаемая система льгот в виде снижения экспортных пошлин на мазут и дизельное топливо очевидно поможет лишь некоторым компаниям («Роснефть», «Сургутнефтегаз»), слабо затрагивая другие (например, «Башнефть»), отмечает Михальчук. Таким образом, делает вывод аналитик, к лету нас опять ждет рост спроса на топливо, и к этому времени нефтяники постараются поднять цены, чтобы компенсировать свои потери. По мнению эксперта, если после марта цены отпустят, то до середины года стоимость бензина вырастет на 4-5%, а по итогам 2012 года рост цен составит около 15%.
По оценке же Ивана Федякова, в целом текущий уровень цен на бензин является комфортным и для компаний, и для потребителей, поэтому резкого повышения стоимости не будет. Но реальный уровень «разогрева» цен после выборов будет определяться политикой государства.
Цены против дефицита
Так, власть может выполнить свои «предвыборные» обещания усилить налоговую нагрузку на сырьевой сектор экономики. «В случае увеличения фискальной нагрузки на добывающий сектор вертикально-интегрированные компании попытаются нивелировать убытки в розничном звене. В этом случае рост цен будет заметным», – отмечает Федяков. По его мнению, подобная ситуация невыгодна самим ВИНКам. «У нас каждый год происходят какие-то изменения фискальной политики. Это ненормально, поскольку инвесторы вынуждены закладывать существенную долю риска в свои проекты. Это влияет в том числе на издержки бизнеса и, как итог, перекладывается на плечи потребителей», – отмечает эксперт.
По мнению аналитика БФА Дениса Демина, «отпускать вожжи» сразу после выборов государство не станет, но согласиться с необходимостью увеличения цен придется. Прежде всего потому, что нефтяникам надо будет возмещать средства, вложенные в модернизацию перерабатывающих мощностей – по требованию самих же властей. «Спрос на качественный бензин неуклонно растет. Обеспечить страну нефтепродуктами, в том числе высокого качества, – задача для государства даже более важная, чем просто сдерживание цен», – отмечает Демин.
Эксперт не исключает, что государство может «придумать» льготы для нефтяников, в том числе налоговые. Но если правительство и дальше будет искусственно придерживать ценники, компании будут все медленнее строить и реконструировать мощности внутри страны: им выгодней будет купить готовый НПЗ где-нибудь в Болгарии и спокойно качать туда «сырую» российскую нефть. …В целом удорожание литра бензина до 45-50 рублей за литр в течение года эксперты считают вполне реальной перспективой. «Слагаемыми» в этой отметке станут также повышение акцизов с января и уже существующий высокий уровень налоговой составляющей в цене литра бензина.
«Хотите получить бензин по 15 рублей за литр, как об этом говорят перед выборами некоторые политики? – говорит генеральный директор ООО «КИНЕФ» Вадим Сомов. – Уберите все налоги – и у вас будет такая цена. Только встанет вопрос – как тогда обеспечить наполнение бюджета, выполнение обязательств перед пенсионерами и так далее».
Анна Беляева Балтинфо |