Система откатов превращает государственную машину в генератор абсурдных инициатив. Чиновники готовы тратить миллиарды бюджетных рублей на бессмысленные и даже вредные проекты – лишь бы была возможность получать откаты и «правильно осваивать» казенные средства. Последний пример бессмысленной растраты бюджетных средств – установка дорогостоящих турникетов в столичном общественном транспорте. Московские власти признали на прошлой неделе, что турникеты нанесли вред городскому бюджету и транспортным организациям. Эксперты «НГ» называют еще десятки столь же сомнительных госпроектов, которые щедро финансируются из бюджета.
В следующем году столичный транспорт освободится от неудобных и экономически бессмысленных турникетов. Московские власти на прошлой неделе признали абсолютную бессмысленность дорогостоящей кампании по установке валидаторов (турникетов) в автобусах, трамваях и троллейбусах. «Мы с введением турникетов потеряли 30% пассажиров. Если раньше на посадку-высадку пассажиров уходило 30–40 секунд, то с турникетами счет идет на минуты», – так объяснил отмену турникетов заместитель столичного мэра по вопросам транспорта Николай Лямов. Он добавил, что сейчас специалисты работают над созданием альтернативного устройства контроля, которое наносило бы меньший ущерб пассажирам и транспортным потокам.
Печальная история московских турникетов – лишь один пример из длинного списка экономически абсурдных инициатив местных и федеральных властей. Чиновники разных уровней готовы тратить бюджетные деньги на сомнительные проекты, единственным оправданием для которых является возможность получать откаты и «правильно осваивать» казенные средства. Неудачная попытка внедрения энергосберегающих ламп, печально известная система контроля торговли алкоголем (ЕГАИС), сомнительная социальная реклама или постоянное изменение форм бухгалтерской отчетности, которая обходится экономике в миллионы человеко-часов рабочего времени, – все это примеры государственного экономического абсурда, который расцветает на благодатной почве откатов. Экономисты находят примеры спорных с экономической точки зрения инициатив не только на местном, но и на федеральном уровне. Так, много вопросов вызывает навязывание потребителям дорогостоящих энергосберегающих ламп. Да и заметного эффекта от госпрограммы энергосбережения, которая финансируется из бюджета, пока не наблюдается. В 2010 году ВВП РФ вырос, по данным Росстата, на 4%, а потребление электроэнергии – примерно на 4,5%, бензина – на 4,3% (за девять месяцев), да и потребление газа в стране выросло больше, чем на те же самые 4%, рассуждает директор по макроэкономическим исследованиям Высшей школы экономики Сергей Алексашенко. Возможно, бюджетная поддержка энергосбережения когда-то окупится, но пока никакого снижения энергоемкости экономики не видно. К примерам глобального государственного абсурда эксперты относят и налоговые реформы последнего десятилетия. В 2001 году все взносы во внебюджетные фонды заменили на единый социальный налог, но с 2010 года чиновники вернулись к прежнему порядку. «Оба раза менялись программы, бланки, реорганизовывались подразделения соответствующих учреждений», – замечает ведущий консультант компании «ФинЭкспертиза» Дмитрий Ширяев. Теперь то же самое случится, по словам эксперта, и в связи с переименованием милиции в полицию. «Среди необоснованных расходов стоит выделить всю неэффективную структуру госуправления, наличие откровенно избыточных государственных функций, вызванных излишней степенью бюрократизации», – добавляет руководитель юридического департамента компании Penny Lane Realty Сергей Поправка. Некоторые госпроекты не так уж плохи по своей первоначальной идее, но их реализация часто приводит к негативным результатам. Обещания улучшить жизнь граждан за счет внедряемых новаций – это на самом деле лишь красивый повод для «правильного» выделения бюджетных денег, предполагают эксперты. Ответственности же за неэффективную растрату средств сами чиновники обычно не несут. «Система госуправления в России так скроена, что чиновник при наличии минимальной сообразительности и осторожности материальной ответственности сегодня ни за что не несет. Поэтому ему в принципе все равно, какие результаты покажет профинансированный проект», – рассуждает соруководитель аналитического отдела «Инвесткафе» Дмитрий Адамидов. В список бессмысленных новаций он включает столичную монорельсовую дорогу, вместо которой можно было построить несколько станций метрополитена, а также установку на дорогах камер видеонаблюдения, которые часто оказываются обычными муляжами. Характерная особенность абсурдных госпроектов состоит в том, что неэффективные расходы обычно сопряжены с закупками оборудования или программного обеспечения. «Из-за неэффективности госзакупок и чрезмерности расходов нам них государство повышает налоги на бизнес и население», – уточняет Ширяев. Поэтому самым правдоподобным объяснением такой ситуации, когда власть разворачивает дорогостоящую кампанию по внедрению новаций, а потом – по их ликвидации, является стремление чиновников освоить бюджетные средства.
К вопиющим примерам экономического абсурда эксперты относят и социальную рекламу на улицах городов. «Работа дизайнеров, рекламное место и сопутствующие откаты оплачиваются из кармана самих налогоплательщиков, причем без их ведома», – отмечает гендиректор Экономико-правовой школы ФБК Сергей Пятенко. Судьбу бессмысленных турникетов в скором времени могут повторить и рамки металлодетекторов, предполагает Дмитрий Ширяев. «Установка рамок на объектах транспорта сначала приведет к дезорганизации, как и в случае с турникетами, а потом – к постепенному прекращению их использования», – считает он.
ng. Анастасия Башкатова |