Эти два сообщения пришли в редакцию, что называется, в один день. Одно было торжественное и радостное. Корабелы петербургской «Северной верфи», говорилось в нем, спустили на воду первый серийный корвет для ВМФ России проекта 20380 под названием «Сообразительный». Командующий Балтийским флотом вице-адмирал Виктор Чирков с гордостью сообщил журналистам, что это принципиально новый корабль, который по своим тактико-техническим характеристикам значительно превосходит аналогичные корабли своего класса. Его главные особенности – многофункциональность (может работать по морским, воздушным, подводным и наземным целям), гибкость, малозаметность и высокий уровень автоматизации (управления комплексами и системами, в том числе и системами оружия, а также и силовыми и энергетическими установками). Таких кораблей у страны должно быть 20. Первые два поступят на Балтику. «Сообразительный», к примеру, уже в будущем году. На верфи заложены еще три корвета, но когда они встанут в строй, пока не ясно. Как говорят специалисты, все будет зависеть от ритмичности финансирования. Второе сообщение – печальное. Из боевого состава Черноморского флота (ЧФ), информировал Интерфакс-АВН, выводятся и готовятся к списанию большой противолодочный корабль (БПК) «Очаков» и дизельная подводная лодка Б-380 «Святой князь Георгий». За ними в очередь на списание стоят БПК «Керчь», госпитальное судно «Енисей», морской транспорт «Тургай», кабельное судно «Сетунь» и морской транспорт вооружений «Генерал Рябиков». Из кораблей первого ранга на ЧФ остается только ракетный крейсер «Москва», бывшая «Слава». И хотя он прошел капитальный ремонт, который затянулся почти на десять лет, крейсер, что моложе «Очакова» и «Керчи» на добрый десяток годов, но тоже не «юноша» – в составе флота аж с 1982 года. Естественно, с вооружениями и системами связи, управления и навигации примерно того же времени. Остальные боевые корабли на юге нашей страны (их меньше четырех десятков, да и то двенадцать из них на ремонте и консервации) имеют средний возраст 25–30 лет. Самые «новые» – это два ракетных корабля на воздушной подушке проекта 1239 «Бора» и «Самум», один из которых в ремонте, – тоже построены в прошлом веке. И поступлений других на флот в этом году не планируется. Не будем говорить, что по своему боевому потенциалу ЧФ уже давно уступает кораблям стран НАТО, расположенных в бассейне Черного моря (Турции, Болгарии и Румынии). Он пока еще сильнее Грузии и даже Украины, но по числу дизельных подводных лодок уже сравнялся с «самостийной». И там, и там их по одной. Для парада одна годится. Для защиты интересов страны – вопрос. Да, конечно, за «спиной» у ЧФ вся мощь российских Вооруженных сил, в том числе и Ракетных войск стратегического назначения. Мало кому придет в голову попробовать встать в огневую дуэль с той же «Москвой». Но… в августе 2008 года наши корабли хотя и одержали блистательную победу против допотопных грузинских ракетных катеров, попытавшихся внаглую напугать черноморцев, но когда к берегам Поти и Батуми подошла парочка американских фрегатов, боевой задор нашим морякам пришлось слегка поубавить. Ссориться с янки им было не с руки. Конечно, Черноморский флот не должен стать грозой и пугалом для всех заходящих в зону его влияния. Он обязан защищать национальные интересы страны не только в Черном море, но и в Средиземном, а вместе с группировкой кораблей других российских флотов решать задачи в Мировом океане – бороться с пиратами, с угрозами мирному судоходству, защищать экономические зоны страны в прибрежных водах, при необходимости блокировать проливные зоны… У него много задач. Но при таком составе, как сегодня, эта работа ему, к сожалению, не по плечу. Спорадические появления «Москвы» и сторожевиков «Ладный» и «Пытливый» в районе Африканского рога, на рейде сирийского порта Тартус, редкая демонстрация Андреевского флага где-то еще – погоды не делают. Сравнивать ЧФ с 6-м Средиземноморским флотом США никому и в голову не придет. Несолидно. Почему сложилась такая ситуация, понятно. С одной стороны – бывшая украинская оранжевая власть запрещала России обновлять потенциал ЧФ. Не только корабельный состав, но и авиацию флота. Препятствовала даже его пополнению призывниками и контрактниками из отечественных городов и деревень. А с другой стороны – страна тратила огромные деньги на морские стратегические ядерные силы, создавала новые АПЛ и ракеты, ремонтировала старые, а о надводных кораблях как-то подзабыла. Строила их для Индии, Китая, Вьетнама. Только сейчас начинается спуск на воду новых корветов и фрегатов для ВМФ. Но по капле (по одному) в год. И это на все четыре флота и одну флотилию. По утверждению экспертов, в ближайшие 10–15 лет серьезных перспектив обновления состава надводного флота нет. Несмотря даже на то, что на сегодняшний день заложены два фрегата дальней морской зоны (проект 22350), пять корветов проекта 20380, три малых артиллерийских корабля проекта 21630, большой десантный корабль проекта 11711... Но даже если программа их строительства будет успешной, в любом случае выбывших по старости кораблей она не компенсирует. Тут даже «Мистраль» не поможет. Впору учить легендарную песню о подвиге «Варяга». «Наверх вы, товарищи! Все по местам! Последний парад наступает…»
Виктор Николаевич Литовкин - ответственный редактор "Независимого военного обозрения". |