Наращивание гособязательств приведет к «беспрецедентному» дефициту – предварительный вывод экспертов, дорабатывающих «Стратегию-2020». Для покрытия дефицита необходимо увеличить госдолг и отказаться от увеличения соцрасходов. В преддверии выборов власть и экспертная группа не смогут прийти к компромиссу, считают экономисты.
Если власти исполнят все обязательства по увеличению социальных расходов и затрат на вооруженные силы, бюджетные расходы могут подняться до «беспрецедентного» уровня, предупредили эксперты на совещании с премьер-министром Владимиром Путиным по предварительным результатам доработки «Стратегии-2020».
Текущие расходы федерального бюджета составляют 15-18% ВВП. «Но, если мы на это наложим объявленный рост расходов на вооруженные силы, это даст еще 5-5,5% ВВП и необходимые расходы на инновационное развитие - 3-4% ВВП, то вылетаем в 27-28% ВВП по федеральным расходам», - сказал ректор Российской академии народного хозяйства и госслужбы Владимир Мау, возглавляющий одну из 21 экспертных групп, работающих над стратегий.
По словам Мау, «никогда федеральный бюджет таких расходных обязательств не имел». Расчеты не учитывают еще необходимый трансферт для покрытия дефицита Пенсионного фонда РФ, добавил он.
Гарантированные доходы бюджета в ближайшие десять лет оставят около 18-19% ВВП при сохранении среднегодовой цены на нефть на уровне $70 за баррель.
Есть несколько вариантов для покрытия такого разрыва между расходами и доходами казны. Первый, наиболее реалистичный, наращивать госдолг с нынешних 10% ВВП до 25% ВВП. Второй – увеличить налоги: необходимо рассмотреть возможность повышения акцизов на табак, алкоголь, газ, налога на имущества, огласил Мау свои предложения. Повышение налоговой нагрузки на 1-2 процентных пункта будет безболезненным, сказал Мау, добавив, что часть экспертов предлагает унифицировать ставку НДС за счет снижения базовой ставки и ликвидации льгот. Третий вариант – ждать устойчиво высокие цены на нефть, но, по словам Мау, многие эксперты считают, что средняя многолетняя цена будет ближе к $50 за баррель. Можно поддерживать высокую инфляцию, которая размывает расходы, но на такой вариант «ответственное правительство пойти не может и он не рассматривается».
«Наиболее реалистичным является вариант, при котором происходит рационализация и сокращение обязательств, не принятых, а обсуждаемых в обществе, где структурный дефицит сохраняется на уровне от 2% до 4% ВВП», - подвел итог Мау, добавив, что при этом сценарии объем долга растет примерно до 30% ВВП. Предложенные варианты не обрадовали правительство. «При любом варианте мы должны исходить из необходимости безусловного выполнения наших социальных обязательств перед гражданами страны», – потребовал Путин. Впрочем, премьер согласился, что часть расходов сокращать придется: «Наблюдается рост расходов разного качества, и иногда эти расходы действительно раздуты и далеко не первой необходимости. Над сокращением такого рода расходов, конечно, нужно подумать».
Увеличение госдолга также нежелательно: государство фактически забирает с рынка часть средств, которые необходимы для развития бизнеса. «Процентные ставки будут тогда более высокими, частный сектор не сможет позаимствовать, а госрасходы будут вытеснять частные инвестиции, которые, как правило, более эффективны. Если государство захочет позаимствовать извне, то деньги, возможно, нам дадут под более высокие процентные ставки», – пояснил глава Центробанка Сергей Игнатьев.
Недовольны чиновники остались и предложением повышать налоги. «На мой взгляд, у нас такой возможности сейчас, повышать общие налоги, нет», – подчеркнула министр экономического развития Эльвира Набиуллина. По словам Путина, необходимо улучшать собираемость налогов, а к повышению налогов надо подходить «аккуратно».
Надеяться на дорогую нефть не стоит, согласились в правительстве, в «Стратегии-2020» необходимо учесть возможность снижения цен на углеводороды. «Надо исходить из того, что такая благодать будет у нас не всегда, если мы будем исходить из реалий, то и вести себя будем ответственно», – сказал премьер.
По итогам встречи Путин сообщил, что рекомендации экспертов могут использоваться при подготовке бюджета на 2012 и последующие два года.
«Стратегия может быть скорректирована, но предложение сократить социальные обязательства из-за рисков бюджету плохо вяжется с Конституцией, в которой записано, что Россия – социальное государство», – пояснил расхождение в подходах пресс-секретарь премьер-министра Дмитрий Песков.
В преддверии выборов власть и экспертное сообщество не смогут прийти к компромиссу, считают экономисты. «Повышенные соцрасходы бюджета – это риск для здоровья экономики, тем более, если цена на нефть упадет. Тогда экономику с такими расходными обязательствами придется реанимировать. Премьер обещает внести коррективы, но впереди выборы и советы врача могут быть не услышаны. Мау прав, как эксперт, он выдает диагноз, предупреждает. Путин тоже прав, но как политик, его рейтинг не растет, а впереди выборы в парламент, президентские выборы», – отмечает профессор Российской экономической школы Константин Сонин. «Дело не в предстоящих выборах, а именно в норме основного закона», – возражает Песков.
gazeta РУСТЕМ ФАЛЯХОВ, ГЛЕБ КЛИМЕНТЬЕВ |