А жильцов по новым правилам заставят платить за «того парня»
На этой неделе были опубликованы новые правила оплаты услуг ЖКХ для многоквартирных домов. Действовать начнут только к концу 2011 года, и, похоже, сильно осложнят нашу жизнь. Хотя у потребителей появится больше прав и возможностей контроля над управляющими компаниями, «коммуналка», скорее всего, заметно подорожает. А новый порядок расчетов настолько изобилует различными формулами, что многие граждане решат просто заплатить, а не углубляться в океан цифр и хитросплетения чиновничьего языка. При этом качество коммунальных услуг вряд ли улучшится: управляющие компании в этом попросту не заинтересованы.
Одним из главных нововведений, содержащихся в нынешних правилах, станет раздельный расчет платы за индивидуальное потребление услуг и за общедомовое потребление. В графу «общедомовые нужды» включается освещение и отопление подъездов, полив газонов возле дома, уборка помещений общего пользования. Но сюда же будут записываться и суммы, недоплаченные отдельными жильцами. А потом - делится на всех. То есть получается, что добропорядочные потребители, сами того не подозревая, будут платить не понятно за кого и почему.
Еще одно действительно важное изменение – это запрет так называемой «тринадцатой платежки». Управляющие компании более не смогут пересчитывать плату за отопление для граждан, например, в случае непредвиденно холодной зимы. Раньше управляющие компании (УК) частенько грешили этим, обдирая жильцов дополнительными поборами.
Кстати, если рост платы за услуги ЖКХ составляет более 25% в месяц (по сравнению с платой за тот же месяц прошлого года), то УК обязана предложить потребителю рассрочку по платежам сроком до 12 месяцев. Но эта либеральная мера сразу же нивелируется уменьшением срока допустимой задолженности. Если раньше отключить свет или воду могли после 6 месяцев неплатежей, то теперь потребитель может относительно безбоязненно не платить лишь три месяца. При этом, если жильцы дома договорятся, то они могут плату за потребленные ресурсы – отопление, свет, водоснабжение – вносить напрямую поставщику этих ресурсов, а не УК. Что лучше – вопрос спорный. С одной стороны, таким образом можно избежать необоснованного завышения цен со стороны УК. С другой – это может сильно усложнить порядок расчетов.
Правилами определен перерасчет платы в случае некачественного оказания тех или иных услуг. Однако в большинстве случаев она символична, да и зафиксировать некачественные услуги довольно проблематично. По идее, нужен звонок в аварийную службу, который зафиксируется работниками для дальнейшего разбирательства. Однако уже сейчас можно представить себе все сложности, с которыми придется столкнуться при доказательстве факта некачественных услуг. Да и 0,15% от стоимости услуги в час – не такое радикальное снижение, чтобы люди тратили на это свое время и нервы. Скорее всего, никто этого делать не будет: ведь нужна специальная экспертиза, на проведение которой потребуется время. А если вдруг экспертиза не выявит никаких отклонений по качеству услуг, то оплачивать ее будет потребитель.
О том, почему новые правила лишь запутают потребителя, и почему от их вступления в силу лучше не станет, в интервью «СП» рассказал эксперт Института экономики города Дмитрий Гордеев.
«СП»: - Дмитрий Павлович, как вы в целом оцениваете новые «правила»? Какие в них есть позитивные, а какие – негативные изменения?
- Самые позитивные не назову – улучшений действительно много, но все они смазываются преобладающими негативными факторами.
Во-первых, это введение оплаты отопления только в отопительный период, что увеличит нагрузку с октября по апрель. В принципе, оплата по факту – это хорошо. Но поскольку пенсии и субсидии дают равномерно в течение года, а размер платежа в отопительный период в два раза больше, чем год назад, это сильно ударит по бюджету.
Второе – это сохранение в составе коммунальных услуг общедомовых расходов, в результате управляющая организация и ТСЖ не имеют экономических стимулов бороться за снижение этих расходов. А нужно было стоимость ресурсов, которые тратятся на общедомовые нужды, учесть при установлении платы за содержание и ремонт общего имущества. Как это делается: на собрании нужно принять решение и перенести общедомовые расходы в плату за содержание и ремонт. И тогда ТСЖ и УК начинают быть заинтересованными в том, чтобы общедомовых расходов было меньше. Почему? Плата за содержание и ремонт фиксированная, она не зависит от объемов потребления коммунальных ресурсов. И чем меньше в этой плате будет составляющая на общедомовые расходы, тем больше останется средств на ремонт и на прибыль УК. Последняя начинает экономить ресурсы: меньше тратить на полив, выключать свет днем, вставлять стекла в подъезд, чтобы меньше тратить на отопление нежилых помещений. И в добавление к этому – активнее бороться с должниками.
Причем такой подход на этапе разработки новых правил был предусмотрен. Но ресурсоснабжающие организации, не буду их называть, вышли на Минрегион и сказали: «скорее всего, нам управляющие компании платить не будут». Они хотели, чтобы были прямые договоры и платежи, и боялись, что УК не будут платить за общедомовые расходы. Хотя действующая редакция Жилищного кодекса говорит о том, что именно УК должна покупать весь объем ресурсов, потребленный в доме. В результате нажима от экономических стимулов к повышению энергоэффективности и снижению коммунальных платежей отказались.
«СП»: - Расскажите подробнее о понятии «общедомовые нужды». Что это такое? За что нужно будет платить гражданам?
- В принципе, общедомовые нужды есть в каждом доме. Это освещение в подъезде, электроснабжение лифтов, вода на хознужды – например, на уборку подъезда, отопление. И за них нужно платить. Но помимо собственно общедомовых нужд в эту категорию включаются и такие объемы, которые не оплачены собственниками помещений (какой-то частью), а также воровство (например, подсоединение к электросети в обход счетчика). В последнем случае вот что получается: коллективный прибор потребленную энергию зафиксировал, а счетчик некого «дяди Васи» показывает ноль копеек – условно. И плата за потребленную энергию делится на всех жильцов и включается в графу «общедомовые нужды». Сюда же пойдут потери от утечек – например, от текущей в подвале трубы. Во всех этих ситуациях нужно разбираться отдельно: все вопросы требуют участия как правления ТСЖ, так и УК.
«СП»: - А что за новые нормативы разрабатывают сейчас?
- Нормативы на потребление есть и сейчас – единые по всем видам коммунальных услуг. А будут нормативы и для индивидуального потребления, и для общедомовых нужд. Эти нормативы будут применяться к тем собственникам, у которых нет приборов учета. А если в доме не установлен общий прибор учета – то также будут применяться нормативы.
Чем еще они будут отличаться? Скорее всего, там будет каким-то образом реализовано положение закона об энергоэффективности, согласно которому установка приборов учета должна быть выгоднее, чем плата по нормативам. Иначе, если по нормативу получается дешевле, то почему бы не «уронить» на счетчик молоток?
«СП»: - И если подвести итог: станет ли лучше ситуация с ЖКХ?
- Если резюмировать – останется на том же уровне, а уровень не очень хороший. Так же сложно будет рассчитывать плату за услуги, так же сложно будет ее контролировать. И стимулов к энергосбережению также не появится.
Депутат, член комитета Госдумы по строительству и земельным отношениям Галина Хованская признает: новые правила получились довольно сложными для восприятия. Однако у граждан есть еще время, чтобы детально ознакомиться с ними – целых пять месяцев. Чего все-таки стоит опасаться – парламентарий рассказала «СП».
- То, что непосредственно коснется людей – это сокращение допустимых сроков по задолженности в два раза. Если раньше было 6 месяцев – то теперь три месяца. Это, конечно, не очень хорошо: ведь потребителям могут ограничить, а то и вовсе приостановить подачу и электричества, и горячей воды, и газа. Только отопление не могут отключить.
«СП»: - А что по нормативам?
- Сейчас очень сильно завышен норматив на воду – если нет счетчика, и на тепло. По электроэнергии иногда даже обратная ситуация: поставщики жалуются. И поэтому у них есть стимул устанавливать счетчики. У тепловиков и водоканала, напротив, таких стимулов нет, потому что они начинают резко проигрывать по деньгам. Я даже видела одно письмо от водоканала в Федеральную службу по тарифам. Так в нем обосновывалась необходимость повышения тарифов тем, что, видите ли, эти гады-собственники понаставили счетчиков, а мы прибыль теряем. По теплу то же самое: у них расчетные величины существенно превышают те, которые покажут установленные счетчики.
Но сейчас нужно подождать – какие установят нормативы. Сделать какие-то выводы можно будет, только имея цифры на руках.
Дмитрий Иванов |