В последних числах декабря в Думу был направлен правительственный проект федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с обеспечением безопасности на транспорте». В пояснительной записке к проекту говорится, что он, в частности, ставит целью «ужесточение наказания за незаконное вмешательство в деятельность транспорта».
Ужесточение изменит ряд статей Административного и Уголовного кодексов. Одна норма законопроекта дала повод оппозиционерам назвать его «антипикалевским». Сейчас перекрытие трассы является административным правонарушением. Правительство же предлагает изменить формулировку 267-й статьи Уголовного кодекса. «Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения» будет дополнено «блокированием транспортных коммуникаций». Именно «блокированием транспортных коммуникаций» жителям Пикалева не так давно удалось произвести впечатление на Путина.
Просто за блокирование можно будет получить штраф до 100 тысяч рублей или срок до двух лет. Если же перекрытие повлекло тяжкий вред здоровью или крупный ущерб (от 500 тысяч рублей) — протестовавших оштрафуют от 100 до 400 тысяч рублей или посадят на срок до четырех лет. Если же акция по неосторожности повлекла смерть человека — лишат свободы на срок от трех до восьми лет. Если же погибли два и более — сидеть организаторы и участники будут от шести до десяти лет.
«Ущерб от перекрытия можно будет подсчитывать. Кто-то опоздал на работу; можно посчитать, сколько стоит простой большегрузной машины — сколько она перевозит груза, когда его нужно доставить, какие штрафные санкции», — рассказал «Новой» эксперт «Финама» Дмитрий Баранов.
Законопроект направлен в Комитет по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству. Однако в комитете «Новой» его пока не смогли прокомментировать, ибо он там еще не рассматривался.
Можно предположить, что «ужесточение наказания за незаконное вмешательство в деятельность транспорта» Дума одобрит наверняка — инициатива ведь правительственная. Но насколько властям принципиально сажать за политические перекрытия дорог, мы узнаем в ближайшее время.
Если все-таки сажать будут — это может заметно повлиять на методы политической борьбы в нашей стране. Рельсовая война, протесты пенсионеров против отмены льгот, борьба с уплотнительной застройкой, акции автомобилистов, «Сокольническое дело» — во множестве конфликтов в нашей стране перекрытия использовались как радикальный, но не криминальный способ протеста. Единственный известный со времен перестройки несчастный случай на перекрытии — в 1997 году в Сочи радикальные экологи заблокировали улицу. У одной из машин не сработали тормоза, и в результате девушка — участница акции осталась без кисти руки.
«Голодовки зачастую неэффективны. Можно видеть сообщения о, например, тридцатом дне голодовки — что есть безумие. Шествия и митинги власти уже ограничили, теперь им остается принять специальный закон против захватов кабинетов чиновников. Все это — попытка запугать людей. Но не факт, что это остановит перекрытия. Например, сейчас обсуждается способ блокирования, укладывающийся в новые рамки, — протестующие будут постоянно переходить по пешеходному переходу с одной стороны улицы на другую, останавливая таким образом автомобили. И чтобы с этим справиться, властям придется поставить светофор у каждой «зебры»», рассказал «Новой» представитель движения «Автономное действие» Андрей Ганаров.
Один из аргументов, который разработчики законопроекта приводят в пояснительной записке: за рубежом «уголовная и административная ответственность граждан за вмешательства в функционирование транспортного комплекса, в том числе такие как блокирование транспортных путей, <…> влечет применение более сурового наказания в виде лишения свободы и штрафных санкций».
«Законодательство западных стран может быть жестче российского. Но там существует реально сильное общественное мнение. Подобного рода акции на Западе имеют зачастую не локальный характер, а массовый, иногда в форме общенациональных выступлений. В таких случаях суды подобные дела часто или не доводят до конца, или ограничиваются минимальными взысканиями. Например, то, что я наблюдал в Германии. Людей задерживают за перекрытие дороги. Задержанные на суде говорят, что во всем виновата полиция, незаконно запретившая демонстрацию. Часто суд принимает этот аргумент, хотя и не наказывает полицейских», — рассказал «Новой» политолог Борис Кагарлицкий.
«Если акция протеста никому не мешает — она неэффективна. Во Франции принято, что, когда протестующие идут на переговоры с властями, одним из первых требований они выдвигают то, что они не будут компенсировать ущерб, который нанесли их действия», — продолжает Карин Клеман, директор Института «Коллективное действие».
Вообще же на Западе многие формы протеста связаны именно с дорогами: массовый характер имели блокировки железных дорог во время перевозок ядерных отходов, широко распространена инициатива «Критическая масса» — велосипедисты борются с засильем автомобилей, регулярно совместно выезжая на улицы. Движение Reclaim the streets, связанное с субкультурой рейва, выдвигавшее ряд социальных и экологических требований, ввело практику несанкционированных музыкальных вечеринок на проезжей части.
Александр Литой 13.01.2010 |