Дмитрий Медведев окончательно запретил водителям пить за рулем. Успевшая стать привычной допустимая норма 0,3 промилле исчезнет из КоАП. Гаишникам в довесок к алкотестерам чиновники хотят раздать наркотестеры. Новая веха борьбы против нетрезвых водителей не снизит числа пьяных ДТП, зато поднимет очередную волну коррупции на дорогах.
Трех месяцев хватило властям, чтобы убрать из КоАП примечание, допускающее возможность управления автомобилем при наличии в организме водителя абсолютного этилового спирта в концентрации до 0,3 грамма на один литр крови или до 0,15 миллиграмма на один литр выдыхаемого воздуха.
Президент Дмитрий Медведев решил, что россияне не в состоянии самостоятельно контролировать употребление алкоголя, а допустимую норму они восприняли слишком буквально. «Это, к сожалению, провоцирует реальное пьянство, перед тем как человек садится за руль, – произнес уже ставшие историческими слова Медведев. – Мы же знаем, как это обычно бывает. Сначала рюмку: вроде можно теперь. Потом две, три. А потом — ладно, поехали».
Вслед за президентом на допустимые 0,3 промилле обрушились депутаты-единорросы, которые сами эту норму ввели в июле 2008 года. Впрочем, никаких реальных доказательств, что после этого россияне стали пить за рулем больше, нет. Статистика ГИБДД свидетельствует, скорее, об обратном: число пьяных ДТП с 2000 года в России постоянно сокращается.
За первые шесть месяцев 2008 года, накануне введения допустимой нормы, в России из-за нарушения ПДД водителями в состоянии опьянения зафиксировано 5511 аварий, в которых 908 человек погибли и 7963 получили ранения. За такой же период 2010 года по стране произошли лишь 4697 ДТП по вине пьяных водителей, в которых 666 людей погибли и 6873 были ранены. Вполне очевидно, что никакого отношения к реалиям новый закон не имеет. Россиянам власти продолжают настойчиво внушать: вы не такие, как все европейцы, и пить в меру не умеете. Хотя проблема «пьяных» ДТП также существует в Европе и в США, где каждую 31 минуту происходит авария со смертельным исходом, виновник которой – нетрезвый водитель.
Борьба с пьянством в России – программа политическая, как и борьба с коррупцией, и обе с треском проваливаются из-за популистских, зачастую недальновидных подходов. Крестовый поход против алкоголизма в стране сводится к банальным запретительным мерам. Того, что это не работало никогда, власти не учитывают. И продолжают упорно бороться со следствием, а не с причиной.
Гаишники тем временем готовятся к новым рейдам на поиск пьяных водителей. Для москвичей не секрет, что откуп от инспектора начинается от 70 тысяч рублей. Недобросовестные сотрудники иногда используют свой личный алкотестер, который может показать столько промилле, сколько надо (к тому же заводская погрешность этих измерителей может доходить до 0,2–0,3 промилле). Водитель думает, а вдруг действительно что-то «после вчерашнего» осталось, – и пытается решить вопрос на месте, чтобы не лишиться водительских прав на два года.
Тем временем инспекторам на вооружение готовят новый измерительный прибор. Стражи порядка прямо на дороге смогут вычислить наркомана благодаря специальным экспресс-тестерам, которые по заказу Госнаркоконтроля уже разрабатываются для наших гаишников. Законодательно проверить на состояние наркотического опьянения водителя может только врач-специалист, однако уже наркополицейские заявляют о готовности внести поправки, которые наделят гаишников полномочиями нарколога.
И здесь водителей ждет неприятный сюрприз. Подобные наркотестеры (в которые им предложат плюнуть) показывают положительный результат на любые таблетки от кашля, содержащие кодеин (аналогичное вещество есть в героине) и барбитураты, содержащиеся в корвалоле и валокордине.
Зато на инициативах чиновников, зачастую лоббирующих чьи-то или свои собственные интересы, хорошо смог заработать частный бизнес. Например, после того как была введена допустимая норма спирта для водителей, ГИБДД закупила для своих нужд порядка 12 тысяч алкотестеров. А в магазинах электроники граждане стали сметать как горячие пирожки аналогичные измерительные приборы. Теперь, когда состояние опьянения гаишники будут определять по клинической картине, алкотестеры, по сути, утратили актуальность.
Вполне возможно, мы увидим схожий сценарий и с наркотестерами. Сумму контракта на разработку и закупку этих приборов в Госнаркоконтроле пока, несмотря на официальный запрос, не раскрывают. Под секретом остается имя разработчика этого ноу-хау. Реальных исследований о действии запретительных мер на употребление спиртного за рулем не проводилось. И вряд ли они нужны: все вполне очевидно. Наркоманов, которым машина не по карману, априори немного за рулем. Алкоголик, которому после выпивки и море по колено, при любых запретах сядет за руль и нажмет на газ. Человек же без серьезной зависимости способен остановиться и «после одной рюмки», однако с введением «сухого закона» будет пить до бессознательно состояния. А ехать-то все равно надо...
ТЕКСТ: ЕВГЕНИЙ ШИПИЛОВ ФОТО: ИТАР-ТАСС |