Согласно Генплану, около 25% коллективных плоскостных гаражей, занимающих примерно 250 га, будет ликвидировано. Хотя массовый снос боксов идет уже несколько лет, нормативный документ, регламентирующий данный процесс, был принят правительством Петербурга только в июне этого года. Эксперты прогнозируют, что в ближайшее время владельцы даже тех гаражей, которые не идут под снос, попытаются избавиться от своего имущества. А значит, цены на такие объекты существенно упадут. В Петербурге официально зарегистрированы 406 коллективных гаражей (примерно на 325 тыс. машин), они занимают в общей сложности свыше 990 га. В основном они называются коллективными автостоянками (КАС) или гаражно-строительными кооперативами (ГСК). Есть кооперативы, рассчитанные всего на несколько десятков боксов (например, ГСК "Якорь" на 10-й линии Васильевского острова или КАС "Марат" в Подъездном переулке), и настоящие гиганты -- на 5-7 тыс. машиномест (на Дальневосточном проспекте, улицах Коллонтай, Планерной и т. д.), пишет "Коммерсант".
Еще несколько лет назад боксы в КАС и ГСК пользовались огромным спросом, так как других цивилизованных мест хранения машин (подземных, многоярусных и встроенных паркингов) в Петербурге крайне мало, а место в них стоит в несколько раз дороже. Поэтому цены на боксы ежегодно росли примерно на 20-40%. В 2001 году такие объекты выставлялись на продажу по $0,3-1 тыс.; в начале 2005 года -- уже от $1,5 тыс. до $10 тыс. (квадратный метр жилья стоил в среднем по городу около $1 тыс.).
В начале 2000-х городские власти заявили о намерении постепенно ликвидировать значительную часть боксовых гаражей, а занимаемую ими землю использовать более рационально. В 2001 году правительство Петербурга приняло четырехлетнюю программу строительства гаражей-паркингов. За счет средств частных инвесторов планировалось возвести 122 стационарных паркинга. Но построено было не более 30 гаражей. Причина – низкая рентабильность паркингов.
В Петербурге стоимость места в паркинге в центре города составляет $60-100 тысяч", -- отмечает Николай Лавров, заместитель генерального директора АН "Бекар". В спальных районах цены значительно скромнее, однако там и спрос на такие объекты в несколько раз ниже, чем в центре. Капитальные гаражи не выдерживают конкуренции с открытыми парковками: никто не станет покупать место под крышей за $10 тыс., если можно парковать машину на стоянке за 100 рублей в сутки или оставлять ее бесплатно на улице.
Поэтому КАС и ГСК до недавнего времени не ощущали серьезной конкуренции.
Ситуация стала кардинально меняться с началом реализации таких масштабных транспортных проектов, как ЗСД, КАД, надземный экспресс, для строительства которых гаражи стали сносить. Наиболее массовые "зачистки" территорий от кооперативных боксов пришлись на 2005-2007 годы и были связаны со строительством ЗСД. По оценкам "Андреевского стража", было снесено около 3,5 тыс. машиномест, еще 1,5 тыс. боксов ликвидировали в 2001-2007 годах для возведения КАД.
Сначала за снесенные гаражи власти не выдавали компенсаций -- в результате в адрес Смольного посыпались десятки судебных исков. Однако судебные решения не обрадовали гаражников: им выплачивали не рыночную цену боксов, а стоимость снесенных конструкций -- всего по 30-70 тыс. рублей. В декабре 2007 года главу петербургского отделения Всероссийского общества автомобилистов Дмитрия Трояна, возглавлявшего борьбу местных владельцев гаражей-боксов, до смерти избили несколько неизвестных. Гаражники считают, что с потерей лидера им стало гораздо сложнее отстаивать свои позиции.
Однако 19 июня этого года губернатор Валентина Матвиенко подписала постановление правительства о компенсациях за снос гаражей. Оно предусматривает, что если земля КАС, ГСК и прочих объединений изымается для городских нужд, то владельцам гаражей будет предоставляться альтернативная площадь (не обязательно в этом же районе) для строительства многоярусных гаражей-паркингов, открытых КАС или временных гаражей. Если же снос гаражей и застройку территории осуществляет частный инвестор, то он должен компенсировать владельцам машиномест стоимость демонтируемого гаража с учетом износа. Вице-губернатор Александр Вахмистров отмечает, что стоимость земли в этих расчетах учитываться не будет, так как она принадлежит городу. По его оценке, себестоимость сооружения открытой парковки составляет $500-600 за машиноместо, крытой -- $3-4 тыс.
СПРАВКА: Сейчас в Петербурге зарегистрировано 1,35 млн единиц транспорта - раньше чиновники Смольного ожидали, что такого уровня автомобилизации город достигнет не ранее 2010 года. Таким образом, уже сейчас необходимо не менее 700 тысяч мест.
Паркинги не привлекают ни инвесторов, ни горожан
По данным ГУП "Городской центр автостоянок и гаражей" (ГЦАГ), в Петербурге сейчас оборудованных машиномест около 35% от общего количества машин - включая открытые стоянки и гаражи-боксы. Последние преобладают: их в городе около 40%., пишет "Коммерсант". Изыскивать новые возможности для размещения современных паркингов еще год назад было решено за счет тех же гаражей-боксов. Комитет по градостроительству и архитектуре сделал инвентаризацию земельных участков, арендуемых так называемыми "плоскостными гаражами" (КАС). "Сегодня боксовые гаражи занимают 1 008 гектаров городских земель, из этой площади 357 гектаров (118 700 боксов) - это реальные земельные ресурсы для строительства многоэтажных паркингов как минимум на 268 170 мест", - говорится в сообщении КГА.
Крупные строительные компании, как правило, не занимаются их строительством из-за высокой стоимости земли и низкой доходности проектов. Паркинги бывают двух видов: встроенные - как элемент жилого комплекса (подземные и полуподземные) и самостоятельные проекты (многоуровневые, открытые, неотапливаемые; и закрытые). Наиболее рыночно и финансово реализуемые - многоуровневые паркинги. Их рентабельность составляет 15%.
По данным "Петербургской недвижимости", стоимость одного машиноместа в паркинге на окраине Петербурга составляет около $20-30 тыс., в центре цена в два раза выше. Машиноместа пользуются спросом среди покупателей элитного жилья, поэтому спрос невелик. |