Петербургские чиновники решили пойти навстречу гаражникам. Комитет по управлению городским имуществом предлагает выплачивать компенсации владельцам боксов, снесенных за последние три года, включая тех, чье имущество уничтожили частные компании. Если эта инициатива будет реализована, городской бюджет "полегчает" на сотни миллионов рублей.
Комитет по управлению городским имуществом (КУГИ) разработал изменения в закон "О мерах по обеспечению имущественных прав граждан, являющихся владельцами гаражей на территории Санкт-Петербурга". Согласно поправкам, закон получит обратную силу, и компенсации можно будет выплачивать тем, чьи боксы снесли за три года до вступления его в силу, то есть, начиная с октября 2008 года.
Как сообщает пресс-служба комитета, изменения также позволят платить из бюджета владельцам боксов, снесенных для строительства коммерческих объектов. Пока закон предусматривает бюджетные компенсации лишь тогда, когда гаражи сносятся для реализации городских проектов. Именно поэтому члены гаражных кооперативов на Парнасе, вокруг которых разворачивались наиболее жаркие баталии, не получили ни копейки. Их имущество ликвидировали для строительства жилого микрорайона "Северная долина" ООО "Главстрой-СПб".
"Мы считаем, что проблема сноса гаражей и выплата компенсаций за них не столько гражданско-правовая, сколько социальная, и поэтому вносимые нами изменения в действующее законодательство, как нам кажется, позволят снизить социальную напряженность при решении имущественно-правовых вопросов с владельцами гаражей", - заявил председатель КУГИ Дмитрий Куракин. Инициатива КУГИ должна быть рассмотрена на заседании городского правительства. В случае одобрения законопроект внесут на рассмотрение Законодательного собрания.
Кроме того, комитет разработал методику расчетов компенсации за снесенные гаражи. В законе "О мерах по обеспечению…" говорится, что порядок выплаты должен быть установлен правительством Петербурга, но до настоящего времени такого нормативного документа не существовало. Размер компенсации будет определяться по формуле, в которой учтены степень износа, тип, расположение гаража и другие факторы. Большинство выплаты будут варьироваться в пределах от 17 до 70 тысяч рублей. Для удобства гаражников на сайте КУГИ появится сервис «Электронный калькулятор», который позволит заранее определить примерный размер компенсации.
Председатель профсоюза владельцев гаражей "Рубеж" Борис Карпов идею чиновников приветствует, хотя и считает, что 70 тысяч за бокс - маловато. Тем не менее, это больше того, что выплачивали раньше, когда оценкой гаражей занимались проектно-инвентаризационные бюро (ПИБ). Тогда средняя компенсация составляла 20-40 тысяч рублей. Бокс Карпова ПИБ оценил в 50 тысяч рублей, а независимый эксперт – в 180 тысяч.
"Половину потенциально недовольного населения это успокоит, - полагает глава профсоюза. - Недовольные все равно будут, но градус напряженности эта инициатива снизит".
По его данным, только на Парнасе компенсации не получили 9 тысяч гаражников, всего же на выплаты претендуют около 20 тысяч человек. Даже если каждому дать по 17 тысяч рублей, придется выделить из бюджета больше 300 млн рублей. Если же исходить из среднего размера компенсации в 50 тысяч рублей, общая сумма увеличивается до миллиарда. Карпов сомневается, что Смольный готов заплатить такие деньги. "Я не хочу обвинять господина Куракина в популизме, - подчеркнул он. - Если Полтавченко это все подпишет, это будет замечательно, потому что очень много социальных законов у нас разворачивалось".
Зампред комиссии Законодательного собрания Петербурга по городскому хозяйству Алексей Ковалев инициативу КУГИ также одобряет, но сомневается, что три года "обратной силы" будет достаточно. По его словам, процесс сноса гаражей идет уже лет пять. "Тут можно дискутировать. Но это платформа, на которой можно начинать переговоры", - подчеркнул парламентарий.
По его мнению, предотвратить дальнейшее нарушение прав гаражников может только передача земли под боксами в их собственность. Сейчас гаражные кооперативы и коллективные автостоянки арендуют участки, что позволяет городу изымать их после или даже до истечения срока аренды. Депутат уже направлял губернатору запрос с предложением передать землю гаражникам в долевую собственность, но градоначальник не одобрил эту идею.
"Ответ Полтавченко фактически отрицает действие на нашей территории Земельного кодекса РФ, - считает Ковалев. - Любой субъект федерации вправе определить категорию граждан, которым земельные участки передаются безвозмездно. На этом основании раньше действовал закон, по которому землю давали бесплатно почетным гражданам и за заслуги перед Петербургом. Давайте тогда отберем участки у тех, кому раньше дали. У Любови Егоровой, например (депутат ЗС, почетный гражданин Петербурга – прим. Neva24). Она себе чуть ли не гектар отхватила в районе Ломоносова".
Эпидемия сноса гаражных кооперативов охватила Петербург в последние годы правления Валентины Матвиенко. Проблема особенно обострилась в 2010 году, когда на Парнасе развернулись чуть ли не рукопашные схватки между гаражниками, рабочими и милицией. В январе прошлого года ЗС приняло в первом чтении проект закона "О мерах по обеспечению имущественных прав граждан, являющихся владельцами гаражей на территории Санкт-Петербурга". Срок подачи поправок ко второму чтению неоднократно продлевался, и окончательно документ утвердили лишь в октябре. По мнению оппозиции, процедуру затянули, чтобы дать застройщикам возможность снести напоследок как можно больше боксов. В сентябре прошлого года губернатор Георгий Полтавченко объявил мораторий на ликвидацию гаражей.
neva24.ru Антон Арсеньев
|