Если Путин не учтет это и в марте назначит себя президентом - он рискует превратиться в самозванца
В то время как основное внимание общества весь день было приковано к событиям в Москве, разномасштабные акции протеста проходили и в других городах России.
В Санкт-Петербурге число участников митинга «За честные выборы!» на Пионерской площади по официальным данным достигло 5000 человек. По мнению организаторов акции - собравшихся было около 10 тысяч. Выступавшие выдвинули ультиматум губернатору Полтавченко – пересмотр результатов выборов в городе до 18 декабря. Люди скандировали «Восемь дней!». Было много флагов национал-большевиков. Охрану порядка на митинге обеспечивали 30 тысяч полицейских.
В Новосибирске в митинге против фальсификаций на выборах приняли участие, по данным властей, около 3000 человек. Организаторы от КПРФ заявляют, что на самом деле на площадь вышли от 7000 до 8000 человек.
В Тюмени на Центральной площади собралось больше тысячи человек. Акция не была согласована. Особых лозунгов нет, транспарантов и флагов тоже.
В Барнауле акция протеста, по официальным данным, собрала около тысячи человек.
В Перми акция прошла в виде флеш-моба, задержаны 14 человек.
В Иркутске обошлось без задержаний, пришло около 300 человек.
В Архангельске собралось около 600 человек.
В Волгограде – около 150.
В Хабаровске, по сообщениям СМИ, задержано 30 человек. Очевидцы сообщают о 80-100 задержанных. СМИ приводят данные, что участников было всего около 50.
Во Владивостоке, Благовещенске, Красноярске участников от нескольких десятков до нескольких сотен.
В Белгороде задержано 40 человек. Приходят сообщения, что полицейские действуют жестко.
В Казани митингуют на площади Свободы. По оценкам правоохранительных органов 200 человек, по оценкам организаторов митинга – около 400. Кто-то бросил в толпу шашку, затем последовал громкий хлопок. Полиция не отреагировала.
В Челябинске митинг собрал около 1000 человек. Прошел спокойно, участники в социальных сетях делятся положительными впечатлениями и радуются культуре мероприятия.
В Кельне
В Париже митинг планировался у центра Жоржа Помпиду. Одна из участниц пишет в Facebook, что никого не видит.
В Лондоне 20 человек. Лозунги «Putin cheats at Maths» («Путин обманывает в математике»), «Wanted fair elections» («Разыскиваются честные выборы»), «They stole our vote» («Они украли наш голос»).
События, произошедшие сегодня в России, комментирует директор Института проблем глобализации Михаил Делягин:
– Сегодня мы впервые за очень долгое время увидели не население, а народ. Перед выступлением я протолкнулся к трибуне через всю площадь и наступил ног на двадцать, но не услышал в свой адрес ни одного плохого слова. Наверное, я таких вежливых людей в Москве никогда в жизни еще не видел. Кроме того, я еще никогда не видел такой вежливой милиции. Это было объединение самых разных людей, потому что там были и Немцов, и товарищ Баранов. Они все выступали абсолютно едино: с отторжением лжи, воровства и символов этих лжи и воровства. Люди требуют перевыборов, люди требуют отмены этих выборов и свободного доступа всех политических партий к выборам, освобождения политзаключенных, и здесь нет никаких барьеров между представителями разных взглядов. Это единое требование русского народа, которое объединяет всех. Сегодня в России родилась политическая нация, в возможности которой наше кем-то все еще уважаемое начальство не верит. Если на президентских выборах Путин попытается сделать такой же обман, как на парламентских, если он попытается сам себя назначить президентом без участия народа и реальной конкуренции, он превратится в самозванца. Он превратит себя в такое же посмешище, в которую превратил «Единую Россию».
Мнение генерального директора Центра политической информации Алексея Мухина:
– Власти на первый взгляд разворачиваются в сторону гражданского общества и, судя по всему, готовы идти на определенные уступки. Политическая подоплека нынешних событий следующая: Владимир Путин, выпустив вперед себя на выборах в парламент Дмитрия Медведева и устранившись от избирательной кампании «Единой России», поступил весьма умно. Потому что сейчас он поддержал выражение народного недовольства результатами голосования, которые, как подозревают, несколько притянуты в пользу «Единой России». И теперь он вполне может рассчитывать на часть протестных голосов на президентских выборах. Более того, те парламентские партии, которые оказались не готовы присоединиться к выступающим на улице, которые отказались сдавать мандаты в отличие от «Справедливой России» (я имею в виду коммунистов и либерал-демократов), они на следующих президентских выборах будут выступать в очень невыгодном для себя свете. Поэтому мне кажется, что нынешние события будут непосредственно влиять на ход президентской кампании. Причем, в пользу Владимира Путина и кандидата от справоросов.
«СП»: - Сейчас уже звучат мнения, что независимо от результатов президентских выборов весной мы увидим еще более масштабные акции протеста. Вы согласны с этим?
– Вполне вероятно, так и будет. Но я думаю, что власть приложит все усилия для того, чтобы масштабные выражения неудовольствия не вылились в погромы и уличные беспорядки. И весьма странно, что уже заранее некоторые элементы высказывают недовольство уже по поводу итогов президентских выборов. Это подчеркивает их заинтересованность в дестабилизации обстановки, а не в том, чтобы выборы прошли максимально честно и транспарентно.
«СП»: - В Москве на улицу вышло, по разным оценкам, от 50 до 100 тысяч. В других городах – лишь несколько десятков, несколько сотен человек. Как можно это объяснить?
– В Москве наиболее активная политическая тусовка, поэтому это неудивительно. Москва – город многомиллионный, и всегда найдется несколько тысяч человек, которым нечего делать и которые могут выразить свою гражданскую позицию, стоя на морозе.
Рассуждает вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин:
– У прошедших сегодня событий есть несколько очень важных моментов. Первый состоит в том, что люди разных взглядов смогли объединиться и сформулировать нормальные цели. Звучали опасения, что одни ринутся на Кремль, другие ринутся на тех, кто ринулся на Кремль. Этого не произошло. И власть здесь проявила разумный подход. Обе стороны смогли достичь компромиссов. То, что мы увидели, компромисс и есть. Власть согласилась с численностью, оппозиция – с местом проведения. Власть согласилась с нормальным проходом людей от Площади Революции до Болотной. В свою очередь, эта часть митингующих воздержалась от каких-то противозаконных действий. Так достигаются компромиссы.
Другое дело, что это компромисс по вопросу организации мероприятия. А дальше у власти просто нет опыта работы с такой аудиторией. Она привыкла к аудиториям двух типов. Либо - пенсионеры. И тогда нужно сохранить какие-то льготы. Либо - радикальная оппозиция. Тут уже необходимы дубинки, ОМОН, помехи и т.д. Применительно к нынешним акциям протеста подобные меры не сработают: бить уже нельзя. В то же время люди не удовлетворятся какими-то символическими жестами, от них нельзя откупиться. И для власти это большая проблема. Они не знают, что делать дальше, какой должен быть диалог. Власть понимает, что надо как-то реагировать. Но каковы пределы возможных уступок, – большой вопрос. А здесь пошли люди самые разные: левые, правые, демократы, коммунисты, эсеры, леворадикалы, журналисты. У них у всех был консенсус – нормальная правильная игра. Это свободные выборы, честная конкуренция, допуск к выборам всех политических сил – это объединяет. Но что будет с их рядами дальше - непонятно. Потому что у них нет единого кандидата. У «Справедливой России» есть Миронов. Но эта фигура вряд ли удовлетворит всех остальных. У коммунистов есть Зюганов. Но здесь то же самое. Поэтому, вероятно, будут развиваться какие-то формы гражданской активности, в том числе продолжаться уличные протесты. В том числе - протесты против административного ресурса на президентских выборах. Участники митинга почувствовали, что их много, что у них есть ряд общих интересов. Это такая большая ситуативная коалиция. Они почувствовали близость успеха.
Если бы сегодня отменили результаты думских выборов и назначили новые, что-то изменилось бы только если бы приняли новый закон, который позволил бы расширить число участников избирательной кампании за счет разных политических сил, которые сегодня не допущены к выборам. И, конечно, должны быть приличные информационные условия кампании и адекватный прозрачный подсчет голосов. Тогда изменения могли бы быть сильными.
Я также думаю, что весной, независимо от итогов голосования, оппозиционные силы также пойдут на улицу. Но если кампания будет их дополнительно очень сильно раздражать, то протест будет сильнее. Речь идет не о самом факте протеста. А о том, насколько этот протест будет эмоциональным и сильным. Я пока был бы осторожен с оценками насчет «арабской весны» или какой-то революции. Но в любом случае теперь в России уже другое общество. Вышел средний класс, следующее поколение тех людей, которые протестовали на улицах в 89-90-м годах.
Иван Кириченко svpressa.ru
|