Ездить по России без ведома государства скоро запретят
- Та-ак, уважаемый, что это вы на трассе делаете в 3 часа ночи? Куда едете?
- На дачу, а что?
- Да так, просто интересно, порядочные люди уже спят давно…
Ночные гаишники, проверяющие документы на дорогах – глас истины, конечно. Действительно – куда я еду? Зачем? Почему мне, как добропорядочному обывателю, не спать уже дома, черт подери, в такую темную пору? Ведь ежу ясно, что ехать на машине – ночью, да еще по трассе – можно только «за делом», вопрос – за каким. Вдруг тут терроризм какой, экстремизм?..
Или – стоп-стоп-стоп, вот оно! – нарушение копирайта. Точно. Перемещаясь ночью по федеральной трассе из Москвы в Петербург, Нижний, Воронеж – я, автолюбитель, который в России платит за бензин, как в Америке, а за машины, как в Сингапуре, совершаю «пиратское» путешествие. Подрываю, значит, основы благосостояния железнодорожников, авиаторов и автобусных компаний. Тогда как благонадежные и благопристойные обыватели заплатили деньги в кассу, получили билеты и едут теперь в полном спокойствии и соответствии со своими паспортными данными…
А где-то в тиши кабинета, под зеленой лампой, свет которой, распаленный, пылает над Москвой, покой страны охраняют усталые люди, которые сличают паспортные данные с Важными и Секретными Списками, перекрывая дорогу опасным для многонационального российского народа субъектам…
- Фамилию вашу, пожалуйста!
- Но ведь на междугородние автобусы билеты не именные?
- Еще как именные! Нет-нет, а вот паспорта нам не надо, фамилии достаточно
Министр транспорта Игорь Левитин как-то недавно предлагал Европе внедрить единое билетное пространство – чтобы, значит, по одному билету и на автобус, и на поезд, и на самолет, и даже на речной трамвайчик. Зайчик наш министр, скажем прямо; хотел как лучше, получилось, что Европа «не готова» к такому повороту событий. Даже при том, что «у них там» система продажи билетов намного более современная и интегрированная, чем в России, так уж сложилось.
Спрашивается, что тут трудного? Ведь в европейских столицах все виды городского транспорта уже лет 20 как интегрированы в единое тарифное пространство. Так, да не так, мешает пустяковая деталь: если в трамваях и метро билеты продаются «без мест», то на поезда-автобусы-самолеты дальнего следования билеты нужно резервировать с местами. Но и это – невелика проблема; почему же тогда Европа не слушается Левитина? А потому, вестимо, не слушается, что в России на любой вид дальнего транспорта билеты – не просто «с местами», но и именные. На поезда и самолеты, где работают наши естественные моно- или олигополисты, билеты прямо продаются по паспорту, на автобусы – просто по списочку. Но на дороге в любой момент пассажиров автобуса могут «перетряхнуть» патрульные, проверить паспорта. Спрашивается, нужна Европе такая система? Вряд ли…
А вот отказаться от именных билетов на территории России – никто уже давно не предлагает. Помнится, были в советские времена у нас неименные билеты – на поезда и даже на самолеты. Но как-то резко их потом взяли и отменили – говорили, что со спекулянтами борются.
Может, конечно, и со спекулянтами. Вот только спекулянты с введением «билетов по паспорту» никуда не делись – зато появилась прекрасная возможность отслеживать, куда кто перемещается на «социально значимом транспорте», и вовремя снимать с рейсов.
2007 год, Нижний Новгород, март – оппозиционеры всей страны ехали на «Марш несогласных». Не зеленые пацаны ехали – люди, знакомые с азами конспирации. Сняли с поездов, автобусов и самолетов – 80% тех, кто пытался доехать, такие цифры говорили сами милиционеры из Автозаводского ОВД.
Билеты-то покупаешь на свою фамилию, а фамилия уже Где Надо числится в списках – перед кассиршей, которая выписывает билет, загорается красная лампочка. По инструкции, о таком пассажире кассирша тут же сообщает «куда положено». На посадке твой «особый» билет тоже учтут – и вот уже на станцию назначения идет сигнал о том, чтобы тебя встречали с эскортом. Одно спасение – выйти не из своего, а из соседнего вагона: в этом случае есть шанс проскочить.
Зато у нас, конечно, машины дешевые. Пока еще. Относительно. Но все равно – в принципе, билет в кассе можешь и не покупать. Можно даже купить машину по доверенности – и тогда в базе данных владельцев, которая есть у гаишников, будешь значиться не ты, а кто-то другой. И – все равно, выезжая на дорогу, любой россиянин немедля оказывается под колпаком у «Мюллера».
Потому что есть еще полисы ОСАГО. В базах данных всех страховщиков, а их не так много, да и единая база потихоньку создается – значатся фамилии, имена и отчества водителей, вписанных в полисы. Так что даже если наш хитрый герой пользуется машиной по доверенности, базы данных страховщиков все равно покажут, на каких автомобилях он может перемещаться, в какие полисы он вписан. Если будет надо – найдут и притормозят. Как тормозят на трассах иногородних делегатов всевозможных протестных акций, не давая добраться до очередной Кемеровской области…
Право на передвижение граждан по стране – штука вполне священная, отрицать ее после ХХ века как-то уже, что ли, неприлично. Однако в XXI веке оказалось, что за это право снова приходится бороться – если, конечно, понимать, что реальное право на передвижение есть право на анонимное передвижение. Чтобы не помешали двигаться, «пробив по базе». И вот с анонимным передвижением у нас, товарищи, просто беда. Коллапс, извиняюсь за выражение.
То есть, пока еще – в июле 2010 года – у не желающих давать отчет о своих передвижениях есть некоторые лазейки. Можно ездить на «собаках», дальних электричках, куда не нужен билет. Можно ездить на авто по доверенности, сделав себе «универсальную» ОСАГО на любого водителя. Можно… еще несколько вещей, которые, пожалуй, не стоит обнародовать, чтобы раньше времени не дразнить гусей.
Но надо понимать, что эта калитка возможностей, и так неширокая и, на иной вкус, полулегальная, стремительно закрывается. Причем, несмотря на то, что всякий раз устрожение законов на этот счет объясняется по-новому, происходят эти устрожения так синхронно, что можно заподозрить какую-то единую недобрую волю.
Так, предыдущая кампания по внедрению «колпака» над пассажирами прошла в течение первого срока Владимира Путина. Обязательное страхование «автогражданки» у нас ввели в 2003 году. Практически тогда же были приняты нормы, требующие от автобусных перевозчиков собирать фамилии пассажиров. Тогда же, в начале 2000-х, система «Экспресс-2» на железной дороге была доработана до «Экспресс-3», в которой возможности оперативного контроля значительно расширены.
То же происходит и сейчас. Лоббисты ГИБДД уже много лет пытаются отменить рукописные доверенности – а это единственный вид доверенности, который может быть выдан незаметно для государства. Союз автостраховщиков осторожно высказывается и в пользу отмены «неограниченных» полисов, хотя этого, скорее всего, не будет – корпоративные машины в таких полисах реально нуждаются. Дальние электрички заменяются на экспрессы, билеты в которые также продают по паспорту. А скоро паспорта будут требовать и в междугородных автобусах.
В результате полностью невидимыми для государства останутся только откровенно слабые транспортные средства – велосипеды и скутеры. Кстати, и на них ГИБДД уже давненько хочет ввести права и номерные знаки…
Антон Размахнин svpressa |