Вице-премьер Сергей Иванов поддержал инициативу президента РЖД Владимира Якунина о введении платы за пользование автодорогами. Пока речь идет о большегрузных фурах. Это может повысить конкурентоспособность железнодорожных перевозок, но вряд ли улучшит качество автодорог.
В России может быть введен сбор с грузоперевозчиков за пользование автомобильными дорогами. Об этом сообщил вице-премьер Сергей Иванов, выступая на Неделе российского бизнеса, организованной РСПП в Москве. Речь идет о большегрузных фурах массой свыше 12 тонн. Объем перевозок автотранспортом постоянно растет, а грузоперевозчики не платят за содержание дорожной сети, мотивировал эти планы Иванов: «Даже металлургическая продукция отправляется на экспорт на автомобильном транспорте, потому что это дешевле».
Иванов напомнил, что с грузовиков из стран Евросоюза Россия взимает плату за проезд, также как и в ЕС взимается плата за проезд российских грузовиков. «Мы со своих грузоперевозчиков не берем плату за перевозки внутри страны», — сказал он, подчеркнув, что при этом российское государство из-за особенностей географии несет большую нагрузку по строительству и модернизации дорожной сети. Если предложение Иванова найдет поддержку в правительстве, то к существующему транспортному налогу (эти поступления как раз должны тратиться на ремонт дорог), размер которого каждый субъект федерации устанавливает самостоятельно, добавится еще один сбор для большегрузных фур.
«В целом интерес чиновников, государства понятен.
Если есть возможность взять откуда-то деньги в условиях, когда дефицит бюджета по итогам этого года будет почти 7%, подобные предложения будут рождаться», — говорит директор стратегического департамента ФБК Игорь Николаев.
Прямую же выгоду от введения нового сбора получат «Российские железные дороги» (РЖД). Примерно с такой же инициативой две недели назад выступал глава монополии Владимир Якунин. В РЖД даже не скрывают, что введение платы с автомобилистов повысит конкурентоспособность железных дорог. «Мы настаиваем на том, что для справедливой конкуренции необходимо задуматься, на каких основаниях осуществляется конкуренция автомобильного транспорта и железнодорожного транспорта. И если клиенты железных дорог платят в оплату услуг железнодорожного транспорта инфраструктурную составляющую, то возникает вопрос, почему такой платы нет для пользователей услуг автомобильного транспорта. У нас дороги бесплатные, состояние дорог характеризуется известным афоризмом», — сказал Якунин. «С дорогами и с конкуренцией с железнодорожным транспортом порядок нужно наводить», — подчеркнул он.
Правда, эксперты считают, что повышать свою конкурентоспособность РЖД должны другим способом — улучшением качества и скорости собственных перевозок. Резервы для этого есть.
А новый налог может выгнать с рынка многие автомобильные транспортные компании, не исключают эксперты. Многое будет зависеть от его размера. Любое дополнительное налогообложение, если оно получается не очень обоснованным и его уровень достаточно высок, дестимулирует деловую активность, говорит Николаев. А в условиях, когда налоговая нагрузка и так достаточно высока, это приведет к тому, что динамика развития транспортной отрасли будет снижаться.
Сами же дороги от появления нового сбора лучше не станут. «Пока нельзя сказать, что динамика транспортного налога положительно подействовала на улучшение качества дорог. Деньги, которые направляются на ремонт, расходуются нецелевым образом, а сам ремонт проводится некачественно, — говорит Николаев. — Это признавалось и президентом. Да и технологии не самые лучшие. Самое главное, что строительство очень дорогое из-за высокой коррупционной составляющей».
ТЕКСТ: АНДРЕЙ КОВАЛЕВСКИЙ, ГЛЕБ КЛИМЕНТЬЕВ ФОТО: ИТАР-ТАСС |