В канун Первомая депутаты из трех думских фракций, «Единая Россия», ЛДПР и «Справедливая Россия», в трогательном порыве представили солидный пакет поправок к федеральному закону «О демонстрациях, митингах, шествиях и пикетированиях». Депутаты хотят увеличить срок предварительного уведомления о проведении группового пикетирования. Самое главное, предлагается расширить перечень оснований, по которым власти могут отказать в проведении публичного мероприятия. В случае принятия поправок, уведомление о групповом пикетировании придется подавать не позднее трех рабочих дней (а не календарных, как сейчас) до проведения пикета. Поэтому, если пикетировать вздумается, например, в среду, о подаче уведомления придется озаботиться уже в предшествующую пятницу. Зато «орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления сможет рассмотреть его в нормальном режиме», отмечается в пояснительной записке к законопроекту.
По замыслу авторов этой инициативы, организаторами публичного мероприятия не смогут стать люди и объединения, которые на момент подачи уведомления были подвергнуты административному наказанию за нарушения в проведении митингов и демонстраций. Мера вроде бы логичная, но поскольку сам «порядок» год от года усложняется, то и не нарушить его букву становится все проблематичнее. Со всеми вытекающими отсюда правовыми последствиями. Инициаторы поправок также хотят обязать организаторов митингов сообщать, будут ли в ходе мероприятия использоваться транспортные средства. Тогда от устроителей потребуют еще и обеспечить безопасность движения на транспорте. В итоге любые мало-мальски массовые акции автомобилистов будут де-юре считаться публичными мероприятиями. Поэтому организаторам моторизованных манифестаций придется наравне с политическими партиями и общественными движениями подавать заявки за 10-15 дней до проведения акции. «Синие ведерки» обманули милицию и проехали по Невскому — подробности (ФОТО, ВИДЕО) Более того, им необходимо будет указать, где и с каким лозунгами поедут автомобили, а также в каком количестве. Если же акция с участием более трех автомашин заранее не согласована, ее участников оштрафуют за проведение несанкционированного публичного мероприятия: организатора - от 1 000 до 2 000 рублей, рядовых участников акции – от 500 до 1 000 руб. В принципе власти не имеют права отказать в проведении протестной акции на колесах, но с принятием предложенных поправок смогут на законном основании предложить перенести такой автопробег куда-нибудь на окраину. Ведь по центральным улицам проходит большинство маршрутов общественного транспорта. Посему, если автомобилисты пожелают устроить манифестацию на какой-нибудь оживленной магистрали, им все же могут отказать, сославшись на то, что проведение акции способно повлиять на транспортную безопасность города. На практике закон «О демонстрациях, митингах, шествиях и пикетированиях» и так разительно отличается от того, что в нем записано, считает председатель межрегионального общественного движения «Комитет по защите прав автомобилистов» Александр Холодов. Суд начал рассматривать дело московских автомобилистов «Например, закон предписывает уведомлять о предстоящей акции, а в реальности от ее организаторов требуют некого согласования. Процедура проведения автомобильных манифестаций в законе отдельно не прописана, поэтому одни предпочитают ее согласовать, другие считают достаточным о ней загодя сообщить», - отметил Холодов. По его мнению, предложенные думскими депутатами поправки лишь усугубят ситуацию. «Вместо более или менее организованных автомобильных акций, как сейчас, будут возникать спонтанные флеш-мобы, когда автолюбители в знак протеста, например, дружно бибикают, – уверен Холодов. – Поверьте, русский человек найдет способ обойти запрет, и ограничения «во имя порядка» приведут лишь к еще большему беспорядку». Вряд ли случаен тот факт, что законопроект представителей трех думских фракций появился вскоре после того, как в Москве и Петербурге автомобилисты, протестуя против машин с мигалками, ездили с синими ведерками на крыше. Напомним, 20 апреля двое координаторов Федерации автомобилистов России (ФАР) были задержаны в Москве за участие в акции против использования на дорогах спецсигналов. Автомобилисты должны были тронуться от здания Бородинской панорамы по Кутузовскому проспекту, однако им так и не дали этого сделать. Водителей, которые отказались снять с крыш автомобилей синие ведра, имитирующие «мигалки», препроводили в ОВД Дорогомилово. Добавим, что несколько десятков автомобилистов проехали по центру Москвы с синими пластмассовыми ведерками на крышах еще 18 апреля. Тогда акции никто не помешал. 23 апреля автопробег питерских активистов выглядел на фоне этой неудачи как настоящее представление: колонна из 20 автомобилей с синими ведерками на крышах неторопливо прошествовала по Невскому проспекту, оглушительно гудя и мигая аварийными сигналами. Автомобилисты бибикали в ответ, прохожие оборачивались и читали надписи на бортах автомобилей: «Йа ведерко, йа очень спешу!».
Михаил Кореневский www.baltinfo.ru |