Новые иномарки могут начать маркировать противоугонными метками при таможенном оформлении – для предотвращения угонов и эксплуатации нерастаможенных машин. Если закон будет принят, расплачиваться придется покупателям – стоимость маркировки производители включат в цену автомобиля.
Депутаты Госдумы предлагают новый способ борьбы с угоном автомобилей. Согласно законопроекту, внесенному в Госдуму, агрегаты и кузова новых иномарок, ввозимых в Россию, будут наносить маркировку по технологии Data Dot – микроточки с набором символов, смешанные с особым полимером. Составом планируется обрабатывать основные части автомобиля – кузов, двигатель, элементы подвески. Стоит противоугонная система от 5000 до 15000 рублей в зависимости от сервиса и марки автомобиля, однако при массовом использовании ее цена может упасть до 1500 рублей. С соответствующей законодательной инициативой выступил председатель комитета Госдумы по транспорту Сергей Шишкарев. Для введения данной нормы поправки необходимо внести в Таможенный кодекс, закон «О безопасности дорожного движения» и КоАП.
По замыслу авторов, своеобразная «марка» будет свидетельствовать о прохождении таможенного контроля на территории России.
Наносить метки на автомобили предполагается в процессе таможенного оформления, при этом за проведение данной процедуры будет взиматься особая пошлина. Планируется, что обязанности по исполнению данной нормы будут возложены на организацию-импортера либо гражданина, ввозящего в страну автомобиль. О том, какой вид будет иметь данная марка и кто будет ее наносить, должны принять решение в правительстве. Но ответственность за невыполнение закона уже наложена на таможенников – невыдача специальной марки грозит таможенным органам штрафом в размере до 1000 руб. за каждую машину.
В настоящее время эксклюзивным правом на технологию на территории России владеет компания «Автомаркировка», выкупившая его у ВО «Машиноимпорт». Сфера ее применения достаточно широка – маркировать можно автотранспорт, запчасти, аудио- и видеопродукцию, пищевые продукты, лекарства, ценные бумаги, произведения искусства и антиквариат. Генеральный директор «Автомаркировки» Петр Цымбал не боится обвинений в лоббировании законопроекта в Госдуме, и нарушении антимонопольного законодательства. «Наша технология уникальна, так что мы ни у кого рынок не отнимали. Но и если у нас появится конкурент - нам бояться будет нечего», – заявил Цымбал «Газете.Ru».
Около года назад Шишкарев выступал с инициативой оснастить противоугонными микрометками весь автотранспорт, причем сделать это за счет водителей – тогда законопроект не получил одобрения. Переработанная идея делает акцент на контроле таможенного оформления. Но и сейчас этот проект вызвал критику всех заинтересованных сторон.
Главным образом, осуждение вызвало то, что за реализацию проекта придется все так же платить автомобилистам. Ни дилеры, ни производители расплачиваться за маркировку не станут, они просто включат ее стоимость в цену автомобиля. «Введение обязательной маркировки, безусловно, приведет к удорожанию машин – его величина зависит от объемов маркируемых автомобилей», – подчеркивает коммерческий директор группы компаний «Автомир» Андрей Дя. Но, по его словам, в случае широкого внедрения программы затраты на противоугонную маркировку автомобиля могут быть компенсированы за счет скидок от страховых компаний. В частности, такая практика существует в отношении машин, оборудованных спутниковыми системами слежения.
По словам Михаила Степанова, директора компании «Автосекьюрити», специализирующейся на противоугонной защите, если применение меток ограничится только таможней, то они окажутся абсолютно бесполезной навязанной услугой. Кроме того, необходимость обработки автомобилей Data Dot может привести к увеличению очередей на таможне, а ситуация там является напряженной и без этой процедуры.
«Система Data Dot будет эффективно работать только тогда, когда метки на автомобили будут наноситься при их производстве на заводе. При этом в паспорте транспортного средства должна появиться соответствующая графа. Тогда маркировку можно будет контролировать при постановке автомобиля на учет и прохождении техосмотра наряду с VIN-кодом», – говорит Степанов. «Нынешний законопроект – не первое пришествие Data Dot в Россию. Около 10 лет назад данную технологию также планировали внедрить в нашей стране и оснастить считывающей аппаратурой стационарные посты ДПС. Для этого даже выделяли бюджетные средства», – напоминает Михаил Степанов.
Как сообщил «Газете.Ru» заместитель начальника ГИБДД России Владимир Кузин, законодательная инициатива о введении микрометок получила отрицательный отзыв в правительстве России, а сейчас, согласно регламенту, законопроект поступил на рассмотрение Госдумы. «В существующем законопроекте не прописано, где, кем и как будет наноситься данная маркировка. Кроме того, не определен механизм контроля ее наличия», – пояснил Кузин. По мнению руководства ГИБДД, данная мера должна распространяться на все автомобили, однако в первую очередь нанесением защитной маркировки должны быть заинтересованы производители либо собственники машин.
ТЕКСТ: МИХАИЛ ЛОБАЧЕВ ФОТО: WORLDCARFANS.COM www.gazeta.ru |