Владимир Путин подписал распоряжение, меняющее систему сдачи экзаменов на получение водительских прав. Теоретические и практические испытания кандидаты в водители смогут проходить на территории аккредитованных автошкол. Но для аккредитации учебным учреждениям придется закупать дорогое спецоборудование, что приведет к подорожанию обучения.
Премьер-министр Владимир Путин подписал распоряжение № 1174-р, в котором регламентируется деятельность автошкол при сдаче кандидатами в водители теоретических и практических экзаменов.
Автошколы получат право аттестовать водителей на своей территории. Правда, в присутствии сотрудников ГИБДД. Таким образом, теоретическую и практическую часть ученики будут сдавать всего один раз в качестве внутреннего школьного экзамена и зачетного в ГАИ. Сейчас кандидаты в водители сперва проходят внутренний экзамен в автошколе, а затем повторно в ГИБДД. Если же водитель самостоятельно обучается вождению, то он может сдавать экзамены один раз в пункте МРЭО по месту жительства. Второй этап практической части – вождение по городу – останется без изменений и будет проходить в присутствии инспектора.
Чтобы получить право тестировать знания и навыки сдающих на права, автошколы должны будут пройти аккредитацию, которую будет проводить ГИБДД или Минобразования. Для участия школе придется запастись программным обеспечением и компьютерами для приема теоретического экзамена и оборудовать автомобили комплексами аудио-видеонаблюдения. Прием первого этапа практического экзамена («площадку») школы должны принимать на автоматизированном автодроме.
Аккредитация будет проходить на добровольной основе. Однако учебные учреждения, которые откажутся от нее, скорее всего, уйдут с рынка, считают эксперты. «Школам, не прошедшим аккредитацию, будет сложно существовать на рынке, потому что все обучающиеся пойдут в аккредитованные учреждения», – сказала в интервью «Газете.Ru» президент некоммерческого партнерства «Автошколы Приволжского федерального округа» Ирина Романова.
Оборудование, необходимое для аккредитации, «недешевое», а работать себе в убыток автошколы не будут, поэтому обучение для будущих водителей подорожает. «Если брать теоретическую систему подготовки, то более 100 тысяч рублей стоит программное обеспечение и компьютеры. Система видео- и аудионаблюдения – тоже порядка 100 тысяч», – говорит Ирина Романова. Строительство автоматизированного автодрома может обойтись примерно в 25 млн рублей. В некоторых регионах предлагается привлечь инвесторов, которые бы строили такой полигон, а затем сдавали бы его в аренду автошколам. Однако бизнес пока не очень активно участвует в этих проектах, а число автоматизированных автодромов в России можно пересчитать по пальцам. В Нижнем Новгороде, например, такой проект заморожен.
Президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин считает, что нововведения по аккредитации приведут к подорожанию обучения в автошколах, однако не избавят кандидатов в водители от участия гаишников в их судьбе. «До тех пор пока у ГАИ не заберут функцию выдачи водительских удостоверений, говорить о какой-то реформе – бессмысленно, это все полумеры», – считает он.
Еще одно нововведение коснется порядка сдачи экзаменов и выдачи водительских удостоверений для кандидатов в водители, которые обучались на машинах с автоматической трансмиссией (автоматическая коробка передач), и инвалидов.
При этом тем, кто учился на «автомате», запретят водить «механику». Впредь автошколы будут обязаны проводить дополнительно бесплатное обучение кандидатов в водители в объеме не менее пяти часов в случае, если они три раза не сдали теоретический или практический экзамен. Эксперты считают, что это может дисциплинировать автошколы. Сейчас всего курсантам предоставляется 50 часов практического обучения вождению.
Кандидаты в водители также получат возможность сдавать экзамены и получать права в любом МРЭО вне зависимости от регистрации по месту жительства или месту пребывания. Вместе с тем, на официальных сайтах ГИБДД будут публиковаться перечни экзаменационных подразделений с указанием по каждому из них статистики ДТП, совершенных по вине водителей со стажем вождения до двух лет, сдавших экзамены в этих подразделениях, в том числе с участием аккредитованных автошкол. По данным ГИБДД, на долю водителей со стажем до трех лет выпадает до 15% всех ДТП, причем на первом году эта цифра составляет около 40%.
При этом сами представители автошкол ставят под сомнение связь между аварийностью и качеством обучения. «Транспортная наука с точки зрения безопасности дорожного движения прямой взаимосвязи между тем, как шла подготовка, и тем, что человек совершил ДТП, до сих пор найти не может», – сказал «Газете.Ru» вице-президент Федерации объединений автошкол Владимир Чуков. «Все, что связано с ДТП, – это человеческий фактор, – добавляет глава учебного центра «Автоволна» Владимир Галицкий. – Покажите хоть одного преподавателя, который бы учил ездить в состоянии алкогольного опьянения на красный сигнал светофора».
В то же время эксперты надеются, что новые требования к приему экзаменов очистят рынок от недобросовестных автошкол. «Сейчас на рынок пришло много автошкол, где нет ни профессиональных руководителей, ни профессиональных преподавателей, – говорит Ирина Романова. – Это просто очень привлекательный бизнес, не требующий больших вложений. Крупные школы справятся с дополнительными тратами. Но кто-то не сможет, и это приведет к сокращению автошкол».
ТЕКСТ: ЕВГЕНИЙ ШИПИЛОВ ФОТО: ИТАР-ТАСС |