Более 4,5 миллионов рублей из собранных с населения за услуги ЖКХ платежей, которые должны были поступить в горбюджет, потратили районные жилищные агентства (ГУЖА) на организацию собственных праздников, повышение квалификации своих работников и даже на выплату штрафов. Таковы результаты проверки Контрольно-счетной палатой Петербурга деятельности ГУП «Вычислительный центр коллективного пользования многоотраслевого комплекса жилищного хозяйства», организующего сбор платежей населения за коммунальные услуги и распределяющего их между поставщиками услуг. Как заявляют аудиторы, в частности, в центре были открыты лицевые счета для районных агентств, решивших поднакопить там деньги для подобных целей. Впрочем, лазейку для них и ГУПа открыла головная структура - жилищный комитет, утвердивший самовольно (в обход федерального законодательства) порядок расчета и оплаты подобных услуг. Многочисленные нарушения как финансового, так и бюджетного законодательства со стороны центра и районных агентств обнаружены в ходе плановой(!) выборочной проверки деятельности центра за 2008 и первое полугодие 2009 годы (данные выложены на официальном сайте КСП Петербурга - прочитать их можно здесь). Материалы проверки КСП должны быть отправлены в жилищный комитет и в прокуратуру Санкт-Петербурга. Есть где прокурору разгуляться ГУЖА, как выяснили контролеры, не перечисляли средства от пени и платежей населения за коммунальные услуги по долгам до 2005 года в горбюджет, что должны были делать, а вместо этого предпочли аккумулировать деньги на счетах, открытых при ГУПе. А способствовало этому начинание жилищного комитета, который в обход федеральному законодательству решил самостоятельно установить порядок расчета и внесения оплаты за подобные услуги. «Установление порядка расчетов за жилищно-коммунальные услуги нормативными правовыми актами жилищного комитета находится вне пределов компетенции органов исполнительной власти Петербурга. В нарушение требований правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением правительства РФ от 23.05.2006 №307, в утвержденном жилищном комитетом платежном документе, предназначенном для оплаты жилищных и коммунальных услуг нанимателями жилых помещений, вместо банковского счета исполнителя услуг указывался номер банковского счета ГУП «ВЦКП»,- говорится в материалах проверки. Что и позволило сделать сей центр местом оседания денег налогоплательщиков. В итоге, в 2008 году бюджет Петербурга не досчитался почти 2,9 миллиона рублей, а в первом полугодии 2009 года - 1,7 миллиона рублей. При этом часть этих средств коммунальщики (неожиданно посчитав их доходами от собственной предпринимательской деятельности) потратили… на собственные нужды, а именно: на праздничные мероприятия, на оплату госпошлин, взносы на участие в конференциях и семинарах, на оплату образовательных услуг и т.д. Впрочем, умудрялись районные агентства за счет денег налогоплательщиков оплачивать и собственные штрафы за нарушение правил пожарной безопасности и в области благоустройства. «Тем самым ГУЖА нарушали требования бюджетного законодательства в части полноты отражения доходов бюджета, подлежащих направлению на совокупное покрытие расходов (ст. 32 и 35 БК РФ)", — отмечают аудиторы. Подчеркивают проверяющие и то, что ГУЖА не раз по решениям Арбитражного суда погашали свою имеющуюся кредиторскую задолженность за счет средств бюджета Петербурга, выделенных на текущее содержание жилищного фонда, тогда как собранные с населения платежи тратили, например, на корпоративы в День работника ЖКХ. Впрочем, есть претензии у аудиторов к ним и в части проведением конкурсных процедур при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг - они просто отсутствовали. Что же касается непосредственно самого центра «ВЦКП», то, как выяснили контролеры, функции организации (конкретно, его структуры — Городского центра жилищных субсидий) дублируют деятельность госучреждения "Городской информационно-расчетный центр", подведомственного комитету по социальной политике. Говорят в КСП и о многочисленных случаях нарушения норм бухгалтерского учета. Выяснили проверяющие и еще несколько шокирующих цифр: по итогам деятельности Центра за 1 полугодие 2009 года чистая прибыль этого предприятия выросла в 2 раза по сравнению с данными за весь предыдущий год и более чем в 10 раз превысила запланированный показатель (и составила 37,6 млн рублей). Последнее было обусловлено из-за увеличения... в 5 раз вознаграждения Центру за работу с платежами населения. Самым же громким обвинением в адрес Центра в КСП считают подозрение в организации сговора с ресурсоснабжающими организациями, приведшим к монополизации рынка услуг. Так, в частности, выявлено, что между организациями имелась договоренность, что в случае обслуживания счетов ГУПом к потребителю коммунальных услуг не применяется безакцептное снятие, то есть средства с расчетного счета плательщика без его согласия не списывались. "При этом иным исполнителям услуг (ТСЖ, ЖСК и ЖК), не обслуживающимся ГУП "ВЦКП", в нарушение требований статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции", ресурсоснабжающие организации навязывают дискриминационные условия договоров с применением безакцептной формы оплаты, в том числе со взиманием штрафов и неустоек за просрочку платежей при добросовестном исполнении плательщиками своих обязанностей", — заключают контролеры. В «ВЦКП» корреспонденту «Фонтанки» на условиях анонимности заявили, что действовали исключительно согласно инструкциям жилищного комитета, однако официально комментировать ситуацию отказались. В свою очередь, глава комитета Юрий Осипов отметил, что он с материалами проверки не ознакомлен и пообещал прокомментировать их в ближайшее время. Светлана Коваленко, "Фонтанка.ру" Для сравнения: все расходы на содержание двух многоквартирных домов современной постройки за год в Петербурге составляют в среднем 3 миллиона рублей.
|