Жители Ленобласти снова выступили против строительства железной дороги «Лосево-Каменногорск». Если власти их не услышат, акции протеста, очевидно, будут неизбежны.
Жители Ленобласти в очередной раз выразили недовольство планируемым строительством железной дороги «Лосево-Каменногорск». Этот вопрос они подняли на заседании общественного экологического совета при губернаторе Ленинградской области. Экологи выслушали недовольных и пообещали создать комиссию. Однако предупреждения о массовых митингах все равно прозвучали.
Железная дорога Лосево-Каменногорск – часть проекта скоростного сообщения между Россией и Финляндией, который разработали еще в 2006 году. План предусматривает разделение пассажирского и грузового направлений. Изначально специалисты института «Ленгипротранс» разработали четыре варианта прохождения грузов. Первый – по направлению Парголово-Выборг-Бусловская. Второй – Сосново-Житково-Выборг. Третий – Ушково-Выборг. Четвертый – Лосево-Каменногорск.
В апреле Главгосэкспертиза одобрила последний вариант. Между тем, жители категорически против. Они опасаются, что стройка негативно скажется на уникальной природной среде. В этом районе сосредоточены озера Вуокса и Суходольское, лосевские пороги, еловые и сосновые боры, исторические памятники.
«В случае строительства дороги, поезда будут ходить каждые шесть минут. Лосево потеряет туристическую привлекательность. По статистике, к нам каждый сезон приезжают около 250 тысяч отдыхающих. По неофициальным данным, эта цифра доходит до полумиллиона. Очевидно, если проект будет реализован, инвестиции в туристическую сферу значительно сократятся. Это приведет к уменьшению рабочих мест. А что говорить о жителях, чьи дома находятся в непосредственной близости от предполагаемой дороги? Они покупали жилье в экологически чистом районе, а получат шум поездов», - заявила Любовь Карамышева, владелица «Лосевского курорта».
Проект строительства железнодорожной линии Лосево-Каменногорск раскритиковали и специалисты «Военмеха». Согласно экспертному заключению, «оценка воздействия объекта на окружающую среду выполнена на крайне низком уровне, не разработаны эффективные шумозащитные мероприятия». Кроме того, «не выполнена оценка вибрационной нагрузки, не рассмотрено воздействие дороги на экосистему Суходольского озера, не оценен экологический риск при возникновении чрезвычайной ситуации».
Член инициативной группы «Лосево в опасности!» Дмитрий Грошиков, ссылаясь на данные Института урбанистики, заявил, что самым экономически выгодным и экологически безопасным является первый вариант проекта по направлению «Парголово-Выборг-Бусловская».
«Однако этот проект сразу отклонили. Валентина Матвиенко заявила, что в Курортном районе железной дороги не будет. Там, якобы, сосредоточены здравницы и зоны отдыха. Почему в Лосево решили строить? Это что, промышленный район?» – недоумевает Грошиков.
Жители Лосево не раз направляли жалобы в различные инстанции. Писали президенту, премьеру, губернатору Ленобласти. «От главы государства пришел ответ, что проект рассматривает правительство Ленинградской области. Возникает вопрос, кто в итоге отвечает за федеральный объект? К кому нам обращаться?» - обратились жители к членам экологического совета.
В экосовете пообещали создать специальную комиссию по данному вопросу. «Это проект федерального уровня. Не знаю, сможет ли совет повлиять на ситуацию. Но постараться надо. Необходимо вновь обратиться в федеральные и региональные органы, чтобы проект строительства железной дороги вновь стал вопросом для обсуждения», - отметил Сергей Морозов, зампредседателя областного комитета госконтроля природопользования и экологической безопасности.
Между тем эксперты отмечают, что в Ленинградской области отсутствует механизм согласования размещения федеральных объектов на территории региона. «Очень сложно добиться того, чтобы федеральные объекты были «списаны» с хозяйства области. Хотелось бы выяснить, как происходит согласование таких вопросов между центром и регионом и, по возможности, поставить этот процесс под общественный контроль», - отметил член Общественной палаты Ленобласти Юрий Шевчук. В беседе с корреспондентом «БалтИнфо» жители заявили, если строительство дороги все же начнется, они выйдут на митинги. «Социальная напряженность в Лосево накалилась до предела. Мы высказали свою позицию на общественных слушаниях в мае, однако к нам до сих пор так и не прислушались. Если наше мнение будут и дальше игнорировать, мы устроим второй Химкинский лес и выйдем на акции протеста. Уже есть планы устроить массовую акцию в октябре в районе Финляндского вокзала», - говорят они.
Добавим, в непосредственной близости от планируемого строительства уже были зафиксированы незаконные вырубки деревьев. «Установлено, что вырубка леса проводилась в полосе отвода железной дороги для дальнейшей прокладки железнодорожного полотна. Комитетом были зафиксированы два случая нарушений лесного законодательства в виде незаконной рубки леса. По фактам составлены протоколы и направлены в правоохранительные органы», - говорится в ответе областного комитета по природным ресурсам на запрос членов инициативной группы.
Лидия Исламова |