Премьер-министр Владимир Путин сделал вчера заявление, которое озадачило многих экспертов автомобильного рынка. Не называя ни конкретных сроков, ни конкретных процентов, он пообещал автопроизводителям постепенное повышение пошлин на ввозимые в страну новые и подержанные иномарки. По мнению премьера, эта мера подстегнет иностранный автопром к открытию собственного производства внутри России. В будущем Путин ожидает почти 80-процентной локализации производства. Эксперты уверены, что новое повышение пошлин создаст слишком тепличные условия для российского автопрома. Таможенный забор ослабит конкуренцию и приведет к повышению внутренних цен. Особенно пострадают восточные регионы страны, для которых отечественный автопром пока не может предложить альтернативу полноприводным японским и корейским автомобилям. Новым этапом антикризисной поддержки отечественного автопрома станет очередное повышение пошлин на иномарки. В понедельник в эфире телеканала «Россия-24» Владимир Путин рассказал, как правительство будет стимулировать зарубежные автокомпании открывать свои производства на территории РФ. Главным инструментом стимулирования станет постепенное повышение таможенных пошлин.
«Давайте мы договоримся следующим образом: мы сейчас ничего не будем делать в направлении повышения таможенных пошлин. Но вот вам временной график: в такие-то годы мы начнем постепенно поднимать таможенные тарифы, сначала на ввоз подержанной техники, потом постепенно будем повышать таможенные пошлины и на новые автомобили, готовую продукцию, – сказал премьер. – Мы ведь не член ВТО, мы можем себе это позволить. Но вместе с тем мы не хотим подрывать ваш бизнес в России, приходите к нам и разворачивайте здесь свое производство». На данный момент в рамках режима промышленной сборки Россия заключила примерно 12 соглашений с иностранными автокомпаниями, среди которых такие мировые бренды, как «Фольксваген», «Ниссан», «Тойота», «Дженерал моторс», «Форд». И в будущем повышение пошлин на иномарки обеспечит, по мнению главы правительства, приток новых производителей в Россию, а также почти 80-процентную локализацию производства. «Ни одна страна, тем более Россия, не позволит, чтобы вы постоянно сбрасывали в наш рынок хлам и превращали Россию в помойку своей отработанной техники», – напомнил западным автокомпаниям премьер. Россия не заинтересована в том, чтобы иностранцы просто открыли в стране свой завод. «Мы хотим, чтобы вы, когда придете со своим производством, постепенно передавали технологии, навыки, повышали уровень производительности труда, повышали уровень технической подготовки российских специалистов», – объяснил Путин и добавил, что все это должно быть предусмотрено в контрактах, которые подписывает Минпромторг с иностранными автопроизводителями. Как ранее сообщалось, Минпромторг планирует с середины сентября запустить новые условия режима промышленной сборки, которые предполагают ужесточение требований по локализации с 30 до 60% от стоимости автомобиля. «Заградительные пошлины на ввоз иномарок в 30–35% от стоимости автомобиля уже доказали свою эффективность на практике. Введенные правительством в начале 2009 года и затем продленные на неопределенное время, они оказали существенное позитивное влияние на отечественных автопроизводителей. Сейчас до 70% продаж приходится на автомобили, произведенные или собранные в России. По данным Минэкономразвития, импорт легковых автомобилей в возрасте до 5 лет за время действия пошлин снизился в 30 раз. В первом квартале текущего года их доля на рынке составила всего 2,4%», – сообщает замначальника аналитического отдела «Инвесткафе» Александра Лозовая. Однако многие жители восточных районов страны негативно относятся к запретительным пошлинам. Объявление о возможном повышении пошлин на иномарки – это болезненный удар по российскому Дальнему Востоку, экономика которого уже пострадала от прошлых повышений. «Предыдущее увеличение пошлин на иномарки лишило многих дальневосточников работы. Люди, которые были заняты импортом, ремонтом и сбытом японских и корейских машин, фактически остались без средств к существованию. Не случайно миграция из этого региона выросла в 2,5 раза за период действия повышенных импортных пошлин», – говорит руководитель «Общества защиты прав автомобилистов» Сергей Канаев. По его словам, новое увеличение пошлин наверняка вызовет всплеск недовольства на Дальнем Востоке.
ng
|