То, что алкоголизм давно превратился в России в национальную проблему, остается секретом Полишинеля. Статистика неумолима – если в дореволюционной России в лучшие годы на одного человека приходилось 0,83 литра спирта в год, то в начале 1990-х этот показатель составлял 5,4 литра, а сейчас приводится показатель даже в 18 литров. Борьба с алкоголизмом была всегда составляющей государственной политики российских властей начиная с изобретения на Руси водки, которая датируется в фундаментальном исследовании Вильяма Похлебкина 1448–1474 годами. Как правило, проблема состояла в ее плохом качестве. Такая водка вызывала быстрое привыкание и крайне негативно действовала на организм человека. Следствием появления водки на Руси и ее неконтролируемого изготовления и продажи был резкий рост численности городского нищенства. Другими словами, параллели с нынешней ситуацией в России XXI века вполне очевидны. Надо сказать, что развитие капитализма в России как раз способствовало появлению на рынке дешевых сортов водки, содействовавших самому разнузданному пьянству. Понятно, что производство высококачественной водки было невыгодным для капиталистов, целиком ориентировавшихся на ее товарное производство. Нечто подобное произошло и после краха СССР и бурного развития в России так называемого «дикого» капитализма. Дело дошло до того, что, по мнению ряда экспертов, поиск преемника для сильно пьющего первого президента России во многом сводился к поиску непьющей кандидатуры. Проблему борьбы с алкоголизмом населения с XV века в России обычно решали за счет установления госмонополии как на производство, так и на продажу водки. Как известно, в январе премьер-министр Владимир Путин утвердил концепцию борьбы с алкоголизмом в России. Это первая попытка борьбы с массовым алкоголизмом населения в новой России. Идея состоит в том, чтобы сократить вдвое потребление россиянами алкоголя к 2020 году (до нормы, принятой Всемирной организацией здравоохранения). Государство пошло по пути увеличения минимальных цен на спиртное в течение ближайших трех лет и на втором семилетнем этапе – на борьбу с нелегальным рынком алкогольной продукции. В чем минусы путинской антиалкогольной концепции и почему она скорее всего обречена на провал? Прежде всего следует понимать, что население неоднородно, что водка превратилась после перехода от социалистического способа производства к капиталистическому укладу в своего рода массовый и доступный антидепрессант. Отсюда следует, что только повышение уровня жизни населения и усиление мер его социальной защищенности сможет побудить людей отказаться от водки как антидепрессивного средства. Важной составной частью антиалкогольной концепции должна стать работа с молодежью. В этом плане молодым людям (и не только молодым) надо предложить альтернативу потреблению спиртных напитков. А это связано со значительными инвестициями в досуг, предполагающий здоровый образ жизни. Речь идет, в частности, о развитии массового спорта и физкультурного движения. Об этом в концепции сказано немного. Предполагаемое создание (к сожалению, со значительным временным лагом) профилактических центров представляет собой меру по отучению от алкоголя уже систематически и много пьющей части населения, составляющей, по некоторым оценкам, до 25 млн. человек. Как правило, это люмпенизированные лица с низким уровнем дохода. И, разумеется, здесь не обойтись без решения проблемы их принудительного лечения. Другими словами, от мер по временному ограничению демократических и конституционных свобод хотя бы для определенной части населения страны. Готовы ли на это власть и правозащитники, остается открытым вопросом. Успешная борьба с теневым рынком алкоголя в условиях высокой степени коррумпированности российских властей, в том числе правоохранительных органов, при отсутствии госмонополии на производство и торговлю водкой представляется маловероятным.
www.ng.ru |