Несмотря на официальные рапорты о росте доходов, реальная покупательная способность населения остается на низком уровне. Чтобы оживить спрос хотя бы на продукты питания, российские предприятия объявляют о снижении цен. Однако эксперты считают, что снижение цен на продовольствие даже на 20% не сможет вернуть покупательскую активность на докризисный уровень. Со вчерашнего дня 5 Retail Group N.V снизил цены в магазинах «Перекресток» в среднем на 20%. Компания заявляет, что это – новая политика супермаркетов, которая не является временной рекламной кампанией или промоакцией. В частности, цены снижены на более чем 3,5 тыс. наименований товаров, среди которых молочная и мясная гастрономия, свежие овощи, рыба и морепродукты, замороженные продукты, детское питание, бакалея, соки, воды, а также алкоголь и некоторые сопутствующие товары. Помимо этого, цена на самые востребованные товары, составляющие около 5% ассортимента, в которые в том числе входят все социально значимые товары, отныне будет формироваться как минимальная цена рынка. По словам главного исполнительного директора X5 Льва Хасиса, «постоянная работа по повышению эффективности позволяет сокращать операционные расходы и инвестировать полученную прибыль в цены».
Эксперты потребительского рынка говорят, что в условиях кризиса, когда активность покупателей резко упала, почти все ведущие сетевые компании ради восстановления спроса вынуждены проводить агрессивную ценовую политику. «Это не прецедент, а продолжение прошлогодней практики. По такому пути шло большинство крупных операторов рынка. Они это делали и будут делать», – подчеркивает аналитик «Финам-менеджмент» Максим Клягин. По его словам, спрос остается очень слабым. В прошлом году оборот сетей в сопоставимых ценах упал на 5% по сравнению с 2008 годом. Поэтому компании и «инвестируют в цены». Однако существенное – на 20% – снижение цен не дает оснований ожидать восстановления активности до предкризисного уровня. Низкий спрос Клягин объясняет сокращением реальных доходов граждан. При этом есть большие сомнения в официальной статистике доходов. «По данным независимого обследования домашних хозяйств, реальные доходы населения с октября 2008 года по октябрь 2009 года снизились на 6%, в то время как, по официальной оценке Росстата, положительный прирост реальных располагаемых доходов за тот же период составил 9,3%», – отмечает бывший замглавы ЦБ Сергей Алексашенко. Между тем, согласно базовому сценарию социально-экономического развития до 2013 года, Россию ждет благоприятная ситуация на мировых рынках сырья и капитала, способствующая росту как потребительского, так и инвестиционного спроса. Причем потребительский спрос будет обеспечен ростом доходов населения и снижением склонности к сбережениям. В 2010 году внутренний спрос в реальном выражении, как считают российские чиновники, увеличится на 6,8% прежде всего за счет восстановления производственных запасов, а также за счет роста потребления, поддерживаемого ростом доходов. Однако индексация пенсий на 40%, прошедшая в апреле, не оказала заметного влияния на располагаемые доходы населения, следует из отчета компании Renaissance Capital. Скорректированный с учетом сезонных факторов, этот показатель снизился на 0,3% относительно марта. В годовом исчислении его рост также замедлился до 3,7% против 4,8% месяц назад. Сегодня в России около 37 млн. пенсионеров, но в структуре реально располагаемых доходов их доходы составляют всего 15%. По мнению аналитиков Renaissance Capital, не лучшим образом складывается и ситуация с ростом реальной зарплаты. В апреле зарплаты россиян сократились в среднем на 0,2% относительно марта (с учетом сезонного фактора).
Директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич обращает внимание, что снижение цен на продукты питания в сетях происходит в начале летнего сезона, когда с учетом нового урожая традиционно дешевеет плодоовощная продукция. Ко всему прочему в российской экономике наблюдается не рост, а стагнация. Доходы населения в регионах растут только за счет федеральных трансфертов. «Мы завязли в кризисе. Сознавая это, с весны 2009 года россияне перешли к так называемому сберегающему потреблению. Люди стали аккуратнее тратить. И пока нет явных признаков выхода из этой тенденции», – подчеркивает Зубаревич.
Игорь Наумов, Михаил Сергеев ng |