Процедура государственного заказа в России сегодня регулируется всего одним федеральным законом, который вступил в силу 1 января 2006 года. Эксперты отмечают, что лазейки в законодательстве и многочисленные нарушения со стороны участников торгов приводят к тому, что госзаказ попадает в руки недобросовестных поставщиков или просто мошенников. Представители петербургского бизнес-сообщества предлагают внести в 94-й закон коррективы, которые позволят исправить ситуацию. Принято считать, что конкуренция на рынке ведет к росту качества предлагаемых товаров и услуг и снижению цен на них. С этой точки зрения, казалось бы, система государственного заказа в последние годы продвинулась далеко вперед. «Если в 2003 году порядка 80% заказов размещались у единственного поставщика, а 20% выставлялись на торги, то в 2009 году соотношение изменилось на противоположное», - рассказала заместитель председателя комитета экономического развития Петербурга Ольга Ромашова. Однако многочисленные нарушения на всех стадиях торгов приводят к тому, что положительный эффект от конкуренции сводится на нет. Проблемы, по словам руководителя комитета по госзаказу петербургского отделения «Деловой России» Руслана Жигачева, начинаются еще при составлении заказчиком технического задания. «Заказчик зачастую не может грамотно составить техзадание, указать качественные и количественные характеристики. Чаще всего указывается только наименование лота, а в графе «технические характеристики» ставится пробел. Подробности можно выяснить только дополнительным письмом, на которое далеко не всегда отвечают», - рассказал он. В результате компании «со стороны», не владеющие подробностями, не могут принять участие в торгах. Председатель комитета по промышленности, экономике и собственности петербургского Законодательного собрания Александр Ольховский привел пример другой крайности: «Одна небольшая гостиница заказала кровати из абрикосового дерева, с определенной инкрустацией перламутром по определенной цене. Было видно, что условия подгонялись под одного единственного поставщика». Кроме того, по словам парламентария, существующий закон позволяет участвовать в конкурсах «любому участнику, который подпадает под какие-то формальные признаки». Так, заказ на ремонт боевых кораблей ВМФ однажды достался фирме, штат которой состоял из 3-х человек: мужа, жены и сына. Все имущество компании состояло из офисной мебели и одного плавучего крана. Фирма оказалась простым посредником между заказчиком и настоящим ремонтником, получая, разумеется, свои комиссионные. Участники торгов жалуются и на сговоры поставщиков, и на сговоры заказчиков с поставщиками. По словам заместителя руководителя петербургского управления федеральной антимонопольной службы Ирины Соколовой, подобные нарушения труднодоказуемы. Но главная проблема, которая в разы снижает эффективность госзаказа, — это демпинг. «Чтобы выиграть торги, участник идет на сильное падение цен по контракту. В результате выполнить объем работ, предусмотренных заданием, не представляется возможным. Организация идет на замену материалов, невыполнение объема работ», - подчеркнул Жигачев. Качество материалов, разумеется, при этом падает ниже любых допустимых границ. Чтобы исправить ситуацию, «Деловая Россия» предлагает внести ряд корректив в закон о госзаказе, в частности, ввести квалификационные требования к участникам торгов как минимум по заказам дороже 1 млн. рублей. При этом должен учитываться опыт работы компании на рынке, объем выполненных аналогичных работ за определенный период, квалификация персонала. Бизнесмены также считают нужным обеспечить контроль за торгами со стороны общественных организаций. Задача наблюдателей со стороны — отслеживать четкое соблюдение всех процедур. Чтобы повысить качество технических заданий, предлагается отдать контроль за их составлением отраслевым ведомствам и комитетам. Кроме того, необходимо ввести жесткие санкции для нарушителей, как со стороны заказчиков, так и со стороны исполнителей. Заказчиков — лишать должности за прием товаров и работ, не соответствующих условиям конкурса. Исполнителей — лишать права участия в следующих торгах за поставку таких товаров или производство таких работ. Ольховский добавил к этому, что в систему госзаказа помимо органов власти необходимо включить также госпредприятия. «Парадокс: некоторые монополисты заказывают как бог на душу положит, зачастую чем дороже, тем лучше, потому что все затраты включаются в тариф», - пояснил он. У органов власти также есть свои претензии к закону. По словам Ромашовой, правительство Петербурга уже написало не одно письмо в Москву с просьбой отменить так называемый «аукционный перечень», обязывающий размещать госзаказ по ряду позиций только на аукционе. «У нас есть мнение, что достаточно большое количество торгов нужно проводить хотя и в открытом виде, но не на аукционах, а в виде конкурсов», - сказала она. Конкурс, пояснила чиновница, позволяет больше внимания уделить вопросам качества, тогда как исход аукциона зависит только от предложенной цены. Напомним, не так давно премьер-министр России Владимир Путин выразил недовольство удорожанием строительства крупных инфраструктурных объектов. По словам экспертов, в Петербурге ни одно строительство такого объекта не будет завершено по первоначальной стоимости. Основной причиной они назвали то, что конкурсы выиграли те компании, которые необоснованно занизили цены в своих заявках. Мария Попова
www.baltinfo.ru |