Чиновники Минпромторга придумали, как защитить российский автопром от рисков при вступлении в ВТО. Для подержанных машин иностранных марок предлагается ввести повышенный «утилизационный сбор», чтобы побудить потребителя покупать новые авто, выпускаемые в России.
Минпромторг рассматривает возможность введения в России утилизационных сборов для автомобилей, сообщили 7 февраля российские СМИ. «Оброком» предполагается обложить как иномарки, поступающие в Россию из-за рубежа, так и автомобили, произведенные внутри страны зарубежными производителями. Размер пошлин не указан, однако планируется, что для новых машин его ставки будут гораздо ниже, чем для подержанных. Наш ответ ВТО По мнению экспертов, инициатива федеральных чиновников продиктована вступлением России во Всемирную торговую организацию. Напомним, что сейчас пошлина на ввозимые из-за рубежа автомобили «не первой свежести» составляет от 30% до 35% от стоимости, в зависимости от возраста и технических характеристик машины. В этих условиях зарубежные б/у автомобили ничуть не выигрывают в цене по сравнению с новенькими авто, сошедшими с конвейеров в России. Однако после вступления в ВТО в июле 2012 года Россия должна будет снизить пошлины на ввоз машин не старше семи лет – сначала до 25%, а затем, в течение семи лет, и до 15%. От такого снижения пошлин должны выиграть как любители продукции зарубежного автопрома, так и импортеры. По ряду прогнозов, доля подержанных машин «из-за бугра» может вырасти в разы. Как отмечает аналитик «Инвесткафе» Ильи Раченков, это ударит как по российским автопроизводителям, так и по зарубежным компаниям, которые наладили в России автосборку. «Логика потребителя будет очень проста: вместо покупки новой, но бюджетной иномарки, произведенной в России, можно будет купить импортированную подержанную машину иностранного производства, но повыше классом», – поясняет эксперт. Несмотря на то, что переходный период к новым пошлинам будет долгим, среди потребителей уже сейчас распространились сомнения – стоит ли спешить с покупкой, если через несколько месяцев в Россию «хлынет» поток подешевевших б/у машин из Европы, подтверждает гендиректор агентства «Auto-Dealer-SPb» Михаил Чаплыгин. Неудивительно, что государственные умы вновь задумались о том, как спасти отечественный автопром. Новая инициатива Минпромторга разочарует автомобилистов, но зато и российские, и пришедшие в Россию иностранные производители в ней заинтересованы – грядущее снижение пошлин будет компенсировано новым «налогом». «Утилизационные сборы – это мера защиты для российских автозаводов, – отметил в разговоре с корреспондентом «БалтИнфо» начальник отдела аналитики агентства «Автостат» Андроей Топтун. – Покупки подержанных автомобилей из Европы станут невыгодными». Кто освоит «деньги на утилизацию»? Как отмечают аналитики «Инвесткафе», введение целевого утилизационного сбора не является нарушением правил ВТО. В самих странах Европы «налог на утилизацию», как правило, уже давно включен в стоимость автомобиля. Однако возникает вопрос – как будет использоваться новый утилизационный сбор. Ведь, по логике вещей, отныне утилизация автомобиля станет заботой не покупателя, который за все заплатил, а государства. Кирилл Маркин из «Инвесткафе» отмечает, что сейчас государство за ржавеющей на обочинах техникой следит неохотно. А российские автолюбители столь же неохотно сдают свои старые авто на утилизацию. Например, в Петербурге есть масса компаний, где охотно и бесплатно вывезут автохлам на эвакуаторе и даже дадут автовладельцу до полутора тысяч рублей, но, тем не менее, по подсчетам экспертов, каждый день в городе на Неве появляется десяток новых «подснежников». «Полагаю, что с введением сбора мировоззрение автолюбителей не изменится. Вот и получается, что попросту ведется поиск очередных заградительных мер, которые будут препятствовать проникновению более конкурентоспособной продукции стран-членов ВТО», – сомневается эксперт в «целевом» назначении нового сбора. По мнению Андрея Топтуна, государству следует обратить внимание на те площадки по утилизации автомобилей, которые были созданы в рамках соответствующей госпрограммы в 2010-2011 годах. «Структура утилизации автомобилей в те годы уже была отлажена. Те же площадки могли бы и впоследствии получать средства на утилизацию напрямую с таможни», – предлагает аналитик. Михаил Чаплыгин отмечает, что средства утилизационных сборов можно направить как на модернизацию существующих площадок, так и для новых участников этого рынка. По мнению эксперта, процесс избавления от старых автомобилей также можно отдать в руки частников, как это произошло сейчас с техосмотром. ...Добавим, что по данным агентства «Автостат» в январе – ноябре 2011 года продажи подержанных легковых автомобилей в России по отношению к аналогичному периоду 2010 года снизились на 4%. За этот период в стране было продано более 160 тысяч б/у автомобилей. Сокращение авторынка подержанных машин аналитики агентства связали с программой утилизации. В десятке лидеров по продажам среди подержанных легковых автомобилей – девять моделей LADA. Однако в сравнении с предыдущим периодом перепродажи машин отечественных марок существенно сократились. При этом подержанные машины иностранных брендов в прошлом году набирали темпы благодаря росту их парка.
Анна Беляева baltinfo.ru
|