Российские покупатели автомобилей могут не надеяться на снижение пошлин на иномарки как минимум до 2012 г. Временные заградительные ставки, срок действия которых формально истекает 12 июля, стали постоянными из-за вступления в силу норм Таможенного союза.
Действующие сейчас повышенные пошлины на иномарки теперь считаются постоянными из-за вступления в силу единого тарифа на импорт Таможенного союза, рассказали «Ведомостям» сотрудник Минэкономразвития и чиновник, входящий в правительственную подкомиссию по защитным мерам.
Чтобы поддержать отечественный автопром в кризис, правительство с января 2009 г. временно повысило ввозные пошлины на иномарки. Для новых машин ставки выросли с 25 до 30% стоимости, но не меньше 1,2-2,8 евро за 1 куб. см объема двигателя. На машины от трех до пяти лет — с 25 до 35%, но не меньше 1,2-2,8 евро, на авто старше пяти лет — 2,5-5,8 евро за 1 куб. см двигателя.
В октябре чиновники продлили действие этих ставок еще на девять месяцев. Постановление вступило в силу 12 октября, следовательно, в следующий понедельник срок его действия истекает. Но никаких документов о продлении или отмене пошлин не готовится, уверяет сотрудник Минэкономразвития. В едином тарифе Таможенного союза, который действует с 1 января в России, Белоруссии и Казахстане, срок действия пошлин на автомобили (ввозимые юрлицами. — «Ведомости») не указан и они автоматически считаются постоянными, объясняет его коллега и член комиссии по защитным мерам.
Держать пошлины на заградительном уровне как можно дольше — идея Минпромторга, эта мера указана в стратегии развития российского автопрома среди мер, способствующих развитию отечественных производств, добавляет он. «Мы исходим из того, что действующий уровень пошлин, в том числе на новые иномарки, должен быть сохранен до 2015 г.»,- сообщил «Ведомостям» замминистра промышленности и торговли Андрей Дементьев. Более ранняя отмена ограничений на ввоз автомобилей может повредить развитию производств внутри страны, уверен замминистра: «В ближайшее время мы не можем себе этого позволить». В конце мая первый вице-премьер Игорь Шувалов допускал, что пошлины на новые автомобили в союзе могут быть снижены с 2012 г., но на подержанные машины останутся прежними.
Такая защита рынка от импорта оказалась действенной, неудивительно, что ее решили сохранить, замечает руководитель автомобильной практики Ernst & Young Иван Бончев. Если до кризиса доли импортных и отечественных легковых автомобилей среди проданных были примерно равны, сейчас до 70% продаж приходится на автомобили, произведенные в России, объясняет он. По данным Минэкономразвития (ведомство ведет мониторинг действия защитных мер), импорт легковушек со сроком эксплуатации до пяти лет за время действия пошлин рухнул в 30 раз, их доля на рынке в I квартале 2010 г. составила всего 2,4%.
Сохранение высоких ввозных пошлин подтолкнет автопроизводителей обратить более пристальное внимание на возможность производства и сборки на территории России, передала через пресс-службу заместитель главы Audi Russia Елена Солопова. «Как марка, импортирующая автомобили, мы без энтузиазма относимся к этой теме», — замечает она.
А для Renault это положительный сигнал, ведь большинство машин, которые компания продает в России, производятся здесь же, говорит представитель концерна Оксана Назарова. К тому же Renault является совладельцем «АвтоВАЗа», в развитие которого инвестируются деньги, добавляет она, и сохранение защиты для российских автопроизводителей делает осмысленными эти инвестиции. «Большинство наших автомобилей производятся в Калуге, поэтому для нас повышение импортных пошлин не стало фактором повышения издержек», — рассказывает представитель «Фольксваген груп рус» Юлия Карулина. Компания считает, что заградительные пошлины в долгосрочной перспективе вредят экономике и бизнесу. Но у инвесторов, которые организовали производство в России, должны быть преимущества, говорит Карулина.
Директор по внешним связям «АвтоВАЗа» Игорь Буренков предполагает, что сохранение высоких пошлин связано с программой реструктуризации автомобильной отрасли, на которую потребуется минимум пять лет. Защиту рынка необходимо сохранить на некоторое время, но пошлины могут быть пересмотрены раньше, чем сейчас прогнозирует правительство, считает зампред правления группы ГАЗ Елена Матвеева. Сейчас в России ставку на импорт делают в основном производители марок премиум-класса либо нишевых марок (таких, как Subaru), отмечает президент ассоциации «Российские автодилеры» и член правления компании «Автомир» Дмитрий Гулин. |