Премьер-министр России Владимир Путин возмущен удорожанием строительства крупных инфраструктурных объектов и пообещал увольнять виновных чиновников. Сегодня премьер уже начал выполнять свое обещание - отстранен от должности замминистра регионального развития Сергей Круглик. Тем временем, в Петербурге идет строительство по нескольким крупным госпроектам, и вряд ли хотя бы один будет завершен по первоначальной цене. Эксперты, опрошенные «БалтИнфо», объяснили, что искажение стоимости проекта происходит еще на этапе конкурсных процедур.«Надо добиться того, чтобы принципы ценообразования приводили не к повышению, а к снижению стоимости и к сокращению бюджетных расходов. В условиях бюджетного дефицита, в условиях большого объема денежных средств, которые мы выделяем на эти цели, это крайне важно. Да и вообще, мы не можем разбазаривать государственные деньги», - подчеркнул глава правительства на встрече с вице-премьером Дмитрием Козаком. Для Петербурга вопрос, поднятый премьером, стоит более чем остро. К примеру, начальная стоимость строительства нового здания для Мариинского театра оценивалась в 9,5 млрд. руб. Однако, по расчетам Счетной палаты РФ, вторая сцена Мариинки театра может обойтись федеральному бюджету более чем в 18 млрд. руб. Другой пример: ООО «Авант» обещало построить стадион для «Зенита» на Крестовском острове за 6,7 млрд. руб. Но когда компания уже выполнила нулевой цикл работ, оказалось, что строительство обойдется дороже более чем в три раза – 23,7 млрд. рублей. По словам депутата Законодательного собрания Северной столицы Владимира Гольмана, на конкурс по строительству стадиона подавала заявку компания, готовая уложиться в 250 млн. долл., используя немецкие технологии. «Путем негласных манипуляций компанию отстранили от участия, в результате стоимость строительства выросла в 3 раза», - подчеркнул депутат в беседе с корреспондентом «БалтИнфо». Помимо «негласных манипуляций», эксперты объясняют удорожание строительства тем, что на конкурс выставляются не прошедшие экспертизу проекты с изначально заниженными сметами. «Практически не найти ни одного проекта, у которого конечная цена не отличалась бы от начальной. Проекты выносятся на конкурс. Все стараются выиграть и для этого занижают цены, а впоследствии происходит удорожание», - отметил в разговоре с корреспондентом «БалтИнфо» президент Российского союза строителей Владимир Яковлев. Руководитель центра экспертиз «ЭКОМ» Александр Карпов в интервью корреспонденту «БалтИнфо» обратил внимание на политизированность установки цены. «Мариинский, стадион на Крестовском - политические проекты, которые лоббируются определенными структурами. Соответственно, сметы на них составляются, и обещания по ценам даются до подготовки проекта. Потом оказывается, что по такой цене построить и затем эксплуатировать здание нельзя», - сказал он. По словам Карпова, то же самое можно сказать и про кольцевую автодорогу. «Решение о строительстве КАД было принято до прохождения всех экспертиз. По завершении строительства оказалось, что из-за превышений норм по шуму нужно расселять больше домов, чем предполагалось изначально», - пояснил он. Он уверен, что «та же ситуация будет с Западным скоростным диаметром, это уже очевидно». При этом, по данным Владимира Яковлева, погонный километр дороги в России обходится в 511 млн. руб., тогда как в Европе и в Штатах эта сумма в разы меньше. В итоге, по мнению Яковлева, чтобы решить проблему, указанную Путиным, нужно «быстрее и активнее задействовать экспертизу». Если сейчас существует только государственная экспертиза, то в дальнейшем необходимо создать ей конкуренцию, чтобы компании могли проходить все необходимые процедуры быстрее и дешевле. Напомним, новое здание для Мариинки потребовалось из-за нехватки площадей для театра. Изначально планировалось, что вторая сцена будет построена по проекту французского архитектора Доминика Перро, однако рабочая документация не прошла экспертизу, и контракт был приостановлен. В августе 2009 года конкурс на архитектурное решение фасадов, кровли и интерьеров выиграло ОАО «КБ высотных и подземных сооружений» («КБ ВиПС»). По итогам 2009 года руководитель ФГУ «Северо-Западная дирекция по строительству, реконструкции и реставрации» (СЗД) Валерий Гутовский заявлял, что начальная стоимость строительства – 9,5 млрд. руб. – принципиально не меняется. Однако, по расчетам Счетной палаты РФ, вторая сцена Мариинского театра может обойтись федеральному бюджету более чем в 18 млрд. руб. Идея построить стадион для «Зенита» родилась еще в 2004 году. Губернатор Петербурга Валентина Матвиенко и председатель правления ОАО «Газпром» Алексей Миллер в апреле 2005 года пообещали, что к маю 2008 года новый стадион будет готов. Первый конкурс на проектирование и строительство стадиона в конце 2006 года выиграло ООО «Синтез-суи» (позже переименованная в ООО «Авант»). Компания предложила провести работы за 6,7 млрд. рублей. В 2007 году, когда «Авант» уже выполнил нулевой цикл работ, оказалось, что строительство будет дороже более чем в три раза – 23,7 млрд. рублей. Из-за подорожания пришлось расторгать контракт с «Авантом», а новым строителем стадиона в декабре 2008 года стал АО «Инжтрансстрой». Срок завершения работ при этом передвинулся сначала на январь, а затем на ноябрь 2010 года. Сейчас проект корректируется в связи с новыми требованиями ФИФА и УЕФА. Пока петербургские чиновники обещают, что серьезных изменений в стоимости и сроках строительства не будет. Строительство КАД началось в августе 1998 года от станции Горская. В конце 2008 года движение по восточному полукольцу было открыто. На декабрь 2008 года протяженность КАД, открытой для движения, составила 80,5 км. В 2009-2010 годах будет построено 36,2 км трассы - это завершающий участок от Таллинского шоссе до Бронки. Стоимость строительства в ценах 2009 года составляет 139 млрд. рублей. Строительство Западного скоростного диаметра ведется с осени 2005 года за счет средств бюджетов Российской Федерации и Петербурга. Изначальные сроки ввода трассы, намеченные на 2012 год, в связи с кризисом сдвигаются на 2013-1014 годы. Объем инвестиций в строительство оценивается в 200-240 млрд. рублей. Строительство ЗСД позволит вместе с КАД замкнуть вокруг Санкт-Петербурга первое транспортное кольцо.
Мария Попова www.baltinfo.ru |