Невероятно много всего хочется российским властям. И саммита АТЭС-2012, и Олимпиады-2014, и Чемпионата мира по футболу-2018 или 2022, и строительства избыточных мощностей по газопроводам, и новых нефтепроводов (явно убыточных), и консервации сложившейся государственно-коррупционной структуры, и спасения собственности олигархов, и модернизации экономики, и увеличения социальных выплат населению, и собственных перевыборов... А еще по мелочи — строительства дорог, большой госпрограммы по медицинскому страхованию и т. д. Все это обещается, планируется, финансируется, как будто кризиса никакого нет и не было.
Повезло этой власти в начале нулевых годов оседлать волну повышающихся цен на нефть, металлы, акции, недвижимость. Денег с каждым годом становилось все больше и больше. Это сформировало стереотип поведения.
Не привыкла власть себе ни в чем отказывать и жить по средствам. Не считает она денег. Не умеет этого. Денег всегда на все хватало и еще оставалось в резервных фондах и валютных резервах... Но с началом кризиса ситуация явно изменилась: дефицит бюджета, снижение валютных резервов, падение налогов и нефтедоходов... Однако фонтан обещаний властей, к полной неожиданности наблюдателей, только усилился.
Очень интересный вопрос – почему? И ответ стоит искать не только в стереотипе поведения. Есть и другой, тоже очень интересный, — конкуренция в правящем тандеме премьер – президент. Соревнуются они (или их команды) между собой, чтобы понравиться избирателю. Конкурируют за право выдвинуть свою кандидатуру на следующих выборах...
Как экономист, я всегда за конкуренцию, и в бизнесе, и в политике. Но известно, что конкуренция далеко не всегда ведет к экономическому процветанию. Это необходимо, но недостаточно. Чтобы это произошло, нужны четко сформулированные правила игры и незаинтересованный жесткий арбитр в лице государства. Простой пример: если этого не будет, то легальный винно-водочный сектор никогда не сможет конкурировать с паленой водкой и просто захиреет. Налоги уйдут мимо кассы, потеряет бюджет, потеряет и население. Так же и в политике:
конкуренция хороша только при четко работающей избирательной системе, разделении властей, независимости суда, СМИ и т. д. Без этого конкуренция приведет только к победе тех, кто готов и имеет возможность играть нечестно. К каким же экономическим последствиям приведет конкуренция в правящем тандеме при нашей политической системе? Фонтан обещаний при сокращающихся возможностях их выполнения.
Возможности сокращаются не только и не столько потому, что упали цены на нефть. Наверное, это даже не главное. Смотрите сами. Цены на нефть в 2009 году были только чуть ниже 2007 года. Но тогда был рост ВВП в 8%, а сейчас такой же спад. Тогда был профицит бюджета в 6% ВВП — сейчас такой же дефицит. Почему так получается?
Потому что государство набрало на себя всего за 2–3 года невероятные обязательства. А ресурсов под них нет. А их надо находить. Отказываться от обещаний власть не может себе позволить. И начинает ложка скрести по дну кастрюли с противным скрежетом.
1. Повышение налогов.С 2011 года сразу почти на треть повышаются налоги на фонд оплаты труда (отчисления в пенсионный фонд и медстрах). Повышается транспортный налог, акциз на бензин, на табак, на водку и т. д. А иначе как финансировать завышенные социальные обещания?
2. Повышение тарифов естественных монополий.Оптовые цены на газ за ближайшие 5 лет (а то и за 3 года) должны вырасти не менее чем в 2 раза (исходя из принятой правительством концепции равнодоходности поставок газа на экспорт и внутренний рынок). А вслед за ними вырастут цены на электроэнергию и транспорт. А также тарифы на жилищно-коммунальные услуги. А иначе как финансировать грандиозные инвестиционные и политические проекты?
3. Повышение курса рубля. Государство отказывается от активной валютной политики. И обрекает экономику на «голландскую болезнь» (так называют последствия завышенного курса национальной валюты). Они очевидны – удешевление импорта и подавление отечественного производства товаров.
Эти три удара с разных сторон по российской экономике отправят ее в нокаут.
Но есть еще и четвертый удар, самый подлый для власти, т. к. идет из самого ее нутра. Красиво это называется неэффективность госрасходов.Простой пример: сколько ни кидай денег на дорожное строительство — дороги лучше не становятся. Наоборот, становятся все дороже и все хуже. Еще Салтыков-Щедрин описал причины подобных явлений: «Воруют...» И это касается большинства направлений госрасходов во все возрастающей степени. Денег для достижения поставленных целей нужно все больше, а эффект от них все меньше.
И совершенно не стоит рассчитывать на высокие цены на нефть и другое экспортируемое из России сырье. В условиях роста курса рубля из-за «голландской болезни» это только ненадолго отдаляет сжатие шагреневой кожи.
Нефтяные цены работают на российскую экономику, только когда они растут. Как только они останавливаются или тем более падают, эффект съедается очень быстро — буквально за пару лет. Рост курса рубля приводит к дешевеющему импорту — и импорт начинает сразу догонять остановившийся рост экспорта. Внешнеторговый баланс приближается к нулю, а с нулем резко возрастает нестабильность завышенного валютного курса и проблемы всех финансовых рынков, выраженных в этой валюте. Тут можно привести пример из книги Л. Кэррола «Алиса в стране чудес»: надо бежать, чтобы остаться на месте...
Экономика пока выполняет все желания властей, но условия для ведения бизнеса сокращаются, как шагреневая кожа. Вот что было написано на изнанке этого талисмана из одноименного романа Оноре де Бальзака: «Обладая мною, ты будешь обладать всем, но жизнь твоя будет принадлежать мне. Так угодно богу. Желай — и желания твои будут исполнены. Но соразмеряй свои желания со своей жизнью. Она — здесь. При каждом желании я буду убывать, как твои дни. Хочешь владеть мною? Бери. Бог тебя услышит. Да будет так!»
Точнее описать взаимоотношения российских властей с экономикой, по-моему, невозможно.
Алексей Михайлов – эксперт Центра экономических и политических исследований (ЭПИцентр) |