Вместо того, чтобы снизить стоимость проезда, компания предлагает покупать билеты в дорогие вагоны в кредит
Дочерняя компания «РЖД» ОАО «Федеральная пассажирская компания» («ФПК») прогнозирует серьёзную нехватку билетов в плацкартные вагоны в летний период. В качестве решения проблемы она разработала две акции, которые должны помочь людям купить билеты. Правда, речь идет не о дешевой и популярной в народе «плацкарте». С 16 мая на сайте «РЖД» предоставится возможность купить билеты в купейные вагоны и вагоны-люкс с 5-процентной скидкой. Но и это не все.
С 21 мая на вокзалах крупных российских городов «ФПК» станет продавать проездные документы в кредит совместно с ОАО «Восточный экспресс банк».
Пассажиры смогут оформить билет на любое направление в кредит с 55-дневным периодом беспроцентного погашения.
- Услуга станет доступной в 76 специализированных кассах на вокзалах… Мы полагаем, что новая технология будет интересной и привлекательной, особенно в период массового спроса на перевозки, - обрадовал соотечественников генеральный директор «ФПК» Михаил Акулов.
Возможно, она и станет привлекательной, но для очень небольшого количества потенциальных пассажиров плацкартных вагонов.
Подсчитаем, насколько выгодной будет покупка билетов с 5-процентной скидкой.
Например, на 25 мая из Самары до Адлера билет в плацкартный вагон стоит 2114 рублей, в купейный – 4543, люкс – 8226. Экономия составит: при покупке проездного документа в купе – 200 рублей, в люкс – 400 рублей.
А из Екатеринбурга до Адлера в тот же день можно добраться: в «плацкарте» - за 3504 рубля, в купе – за 6656 рублей, в люксе - за 13176 рублей.
Летом на южные курорты в «плацкарте» путешествуют люди, имеющие средний и невысокий достаток. Вряд ли они даже подумают о покупке одного билета за такие суммы.
Представитель «РЖД» сообщила корреспонденту «СП», что в этом году компания приобретёт приблизительно 400 вагонов, которые заменят наиболее устаревшие. Но какое количество из них направится этим летом на юг – неизвестно.
Зато известно, что в текущем году «РЖД» сократит закупку плацкартных вагонов. Как сообщил в прошлом месяце г-н Акулов, ранее «ФПК» приобретала вагоны такого типа за счёт прибыли от купейных. Теперь же она намерена закупать ровно столько плацкартных вагонов, сколько денег поступает от их коммерческой эксплуатации. «Эта сумма будет намного меньше, чем сейчас, если не получим субсидии. С физическим сокращением числа вагонов, разумеется, снизится и число билетов на «плацкарт», - пояснил он.
Также известно, что в течение этого и следующего годов «РЖД» получит 50 двухэтажных вагонов с Тверского вагоностроительного завода. По словам того же г-на Акулова, вагоны будут разных типов: купе, СВ, вагон-ресторан. Основная цель проекта — возить на Олимпиаду в Сочи гостей и спортсменов.
Ещё одно новшество: с лета этого года пассажиры поезда «Лев Толстой», следующего по маршруту: Москва–Хельсинки, получат возможность путешествовать со своими машинами. В зависимости от типа автомобилей один поезд сможет перевезти 4-5 машин. «Увидим перспективность, научимся работать — поедем внутрь России, — сказал о новом сервисе Акулов. - Перспективное направление — Астрахань, куда ездят множество рыбаков: машины пригодятся им, чтобы перевозить снасти».
Понятно, что гостей и спортсменов в Сочи необходимо привезти в приличных поездах, а не в раскалённых «душегубках», где рядовые россияне летом задыхаются и изнывают в ожидании конца пути. И то, что пассажиры поезда «Лев Толстой» смогут взять с собой авто – несомненный прогресс. Но ведь в «плацкартах» ездит значительно большее число людей, чем прибудет на Олимпийские игры и отправится в столицу Суоми в «Льве Толстом».
Не должна ли компания позаботиться и о них? Ведь на те же черноморские курорты железнодорожным транспортом в сезон добираются около 3,5 миллиона человек.
- Компания обязана быть социально ответственной. «РЖД» - монополист, граждане не имеют возможности купить билеты на поезда других компаний, - говорит доктор экономических наук, депутат Госдумы Валерий Рашкин. – Антимонопольная служба (ФАС - «СП») должна обязать железнодорожников приобрести необходимое для перевозки граждан в летний период количество вагонов.
Поскольку это ведомство не выполняет свои обязанности, «РЖД» занимается исключительно получением прибыли. Да, и это необходимо для полноценной деятельности компании. Но, повторю, «РЖД» – монополист, поэтому её первоочередной задачей должна быть перевозка людей в человеческих условиях.
Советовать гражданам брать кредиты для покупки билетов, мягко говоря, некорректно.
«СП»: - Почему антимонопольщики не выполняют свои обязанности?..
- Вероятно, потому, что «РЖД» - фактически государственная структура, контролируемая правительством.
«СП»: - Как же быть людям, которые не имеют возможности купить билеты в купе или люкс, чтобы добраться до моря?
- Отправлять письма антимонопольщикам, власти, депутатам. Мы станем «бомбардировать» ФАС запросами. Только таким способом можно вынудить железнодорожников купить приличные вагоны для перевозки людей.
В ФАС отказались ответить на вопрос корреспондента «СП» о причинах бездействия ведомства в отношении катастрофического недостатка плацкартных вагонов.
А руководитель департамента комплексного развития курортов и туризма Краснодарского края Евгений Куделя, на Международной конференции по развитию событийного туризма посетовал, что высокая стоимость авиа- и железнодорожных перевозок «тормозит развитие туризма в регионе». Краснодарский край может утроить поток туристов в регион. Он предложил субъектам Российской Федерации совместно обратиться в федеральные органы власти с просьбой о рассмотрении вопроса дотирования перевозок жителей отдалённых регионов страны.
По словам представителя Российского союза туриндустрии Ирины Тюриной, на курортах Краснодарского края отдыхают примерено 8 % процентов жителей страны. Столь скромный показатель связан не только с местным сервисом, но и с высокой стоимостью регулярной перевозки на курорты, отсутствием чартеров, а также проблемой с покупкой железнодорожных билетов.
Выходит, не пускает «РЖД» (читай – государство) россиян со скромными доходами на море.
Фото: rzd.ru Виталий Словецкий svpressa.ru |