Модернизация несется мимо обиженных граждан
Первые модернизационные проекты в России почему-то не вдохновляют граждан, а все чаще вызывают их недовольство, раздражение и даже протест. Так, замечательный проект скоростного железнодорожного сообщения не столько обрадовал, сколько озадачил жителей. Из-за внедрения скоростных поездов «Сапсан» десятки тысяч людей лишились доступного транспорта и простаивают теперь ежедневно многие часы перед шлагбаумами или в электричках, которые уступают дорогу «Сапсанам». Потери и неудобства от инновационных «Сапсанов» оказались настолько чувствительными, что эти замечательные поезда чуть не ежедневно забрасываются палками и камнями.
Инновационный город Сколково камнями пока не забрасывают. Но очень многие ученые и экономисты демонстрируют скептическое и даже явно негативное отношение к проекту. Общая причина недовольства «Сапсанами» и «Сколково» в том, что эти инновационные проекты насаждаются без учета очевидных материальных и моральных потерь для большинства населения страны. В начале недели пресс-служба Российских железных дорог опубликовала очередную военную сводку боев с «Сапсанами». Так, 24 апреля на перегоне Дорошиха–Лихославль неизвестными были разбиты внешние стекла в двух вагонах. В тот же день на перегоне Тверь–Редкино на рельсы были уложены камни. В воскресенье 25 апреля на перегоне Лихославль–Калашниково неизвестными были разбиты стекла в двух вагонах и наружное стекло двери. Оправдывать партизанскую войну с «Сапсанами», разумеется, нельзя. Но нельзя и не признать – этой войны вполне можно было избежать, если бы инновационный «Сапсан» улучшал, а не ухудшал жизнь. С началом эксплуатации «Сапсанов» резко увеличилось время простоев поездов и автотранспорта. Десятки населенных пунктов, где нет альтернативного сообщения, остались без транспорта. Например, между Тверью и Торжком оставлено три электрички, а в дневное время транспортное сообщение на этом направлении отсутствует. Неудивительно, что многие жители Тверской области недовольны пуском «Сапсанов» и выступают против увеличения их рейсов – сообщило в среду Тверское информационное агентство.
В попытке создать «Сколково», как и в «Сапсанах», на первый взгляд, нет ничего плохого. Тем более что, по словам кураторов, инновационный центр начнет работу через 5–7 лет. Однако проект «Сколково» уже сегодня наносит обществу моральный ущерб. Во-первых, многие ученые убеждаются, что их компетентное мнение не интересует власть, которая считает себя самодостаточным демиургом. Во-вторых, в процессе организации «Сколково» чиновники демонстрируют, что они прекрасно знают обо всех экономических и коррупционных рогатках в стране, но даже и не думают их устранять – за исключением разве что VIP-зоны в Сколково. Организаторы зоны уже составили четкий перечень неудобных для нормальной экономической деятельности налогов и законов. И получили согласие властей на отмену этих норм. Для «Сколково» будет переписан Налоговый кодекс, закон о местном самоуправлении, закон о региональной власти, Градостроительный и Земельный кодексы, законы о техническом регулировании, о таможенном тарифе и др. Если власть понимает ущербность этих норм, то почему бы не скорректировать их на всей территории страны? Однако организаторы «Сколково» – подобно «Сапсанам» – игнорируют неудобства и ущерб для окружающего населения. В результате модернизационные проекты пока проносятся мимо большинства, которое с удивлением наблюдает за инновационными причудами чиновников. Для создания у населения позитивного отношения к новым проектам Кремль начинает привлекать партийные структуры. Но партийная агитация вряд ли компенсирует прямые моральные и материальные потери от неудачных «инноваций». Возможно партийным активистам полезнее заняться проблемой ущемления интересов широких групп граждан.
www.ng.ru |