Отныне любое количество алкоголя, выдыхаемое в беспощадный алкотестер, расценивается, как грубейшее нарушение закона и карается 1,5-2-летним отчуждением от руля. На дорогах Петербурга, по сообщению ряда СМИ, уже началась массовая кампания по отлову водителей «под мухой». Потирая руки, довольные гаишники осваивают новые высокочувствительные алкотестеры. Что же изменится на дорогах после вступления в силу новой драконовской нормы? Законодатели, видимо, рассчитывают на то, что теперь водители перестанут пить за рулем. Нет, теперь законопослушные граждане окажутся беззащитны перед произволом людей в форме, а те, кто пил за рулем, продолжат свое черное дело. Осмелюсь предположить, что новые поправки ударят именно по первым и никак не скажутся на поведении остальных.
Раньше, выезжая на пикник, я мог позволить выпить бутылку пива и съесть пару сосисок, а потом через некоторое время сесть за руль. При этом я был уверен в том, что данное количество алкоголя после 2-3 часового перерыва никак не скажется на моих способностях к вождению. Именно такая система внедрена в странах Европы. Она подразумевает личную ответственность водителя за свои действия — ведь на каждого та или иная доза алкоголя действует по-разному. Схема проста — если ты позволил себе бокал вина или 1-2 бутылку пива, плотно закусил и чувствуешь себя трезвым — смело садись за руль и езжай. Но при любом сомнении в собственной адекватности – заказывай такси, пользуйся услугой общественного транспорта или передоверяй управление жене или другу.
Предположу, что многие из нас поступали именно так и при этом не несли опасности для других участников движения. Но теперь все изменилось — пил ты или не пил накануне, дрожи и волнуйся перед постом ДПС, потому что никто не знает, как «лягут карты» твоих внутренних физиологических процессов в тот момент, когда придется дыхнуть в заветную трубочку. По сути, введенный «сухой закон» на дорогах есть ни что иное как недоверие власти к собственному народу. Чиновники в который раз пытаются убедить нас в том, что русскому человеку «только дай волю», что лишь азиатские запреты могут остановить разгулявшегося мужика. Но они забывают о том, что три десятых доли промилле тысячи раз спасали граждан от несправедливого наказания. С другой стороны, лихие водители, привыкшие пить за рулем, никогда эту норму в расчет не брали и брать не будут. Давайте подумаем, кто напивается за рулем до свинского визга? Из-за кого происходят страшные аварии от Калининграда до Владивостока? Это либо чиновники и бизнесмены, которые могут отмазаться или откупиться, либо деревенские «оторвы», колесящие на тонированных «жигулях», которым попросту наплевать, поймают их или нет. Но ни та, ни другая категория граждан не следят за правовой судьбой этих несчастных 0,3 промилле — потому что у них в крови все равно больше.
Вот простой и классический пример. Недавно я услышал от своей знакомой следующий рассказ — они с мужем ехали по дороге, когда со встречной полосы к ним «прилетела» шальная иномарка и устроила ДТП в лобовую. К счастью, они ехали без ребенка, и к счастью, не пострадали сами. Водитель (по профессии — дальнобойщик!) и пассажир иномарки были в доску пьяны, но за 150 тысяч рублей сумели уладить дела прямо на месте. «Я была шокирована, когда сотрудник ГИБДД сказал нам: «Вы можете подать на них в суд, но это бесполезно — суд признает виновниками аварии вас», – заявила моя знакомая. Из других источников известно, что благополучно изъять «пьяные» права из суда стоит примерно столько же — 150-200 тыс. рублей. Как вы думаете, при таких широчайших коррупционных возможностях «сухой закон» повлияет на тех, кто привык ездить пьяными? Нет, в большинстве своем его жертвами станут те, кто выпил кефира или валокордина.
Приведу еще один пример — я лично знал одного молодого человека, принципиального трезвенника, у которого довольно приличный по качеству алкотестер постоянно выявлял 0,1-0,2 промилле. Раньше мы смеялись над этим фактом, но теперь парень сдал на права и собирается покупать машину, и ему уже не до шуток. Как ему быть? Ездить на троллейбусе, чтобы не попасть в суд? Уповать на гуманность сотрудников ДПС не имеет смысла, ведь всем известно, зачем многие из них стоят на дороге. Смысл их жизни состоит в том, чтобы ловить несчастных лохов, пропустивших «кирпич», полузаросший зеленью, по невнимательности не разобравшихся в хитросплетениях сложного перекрестка, пересекших наполовину затертую «двойную сплошную». Теперь к этому прибавится лох, нечаянно выпивший кваса или просто лох с повышенным фоном алкоголя в организме.
...Как-то раз, взяв напрокат машину в Риме, мы нечаянно въехали на одну из самых главных площадей, куда, естественно, въезжать было нельзя. Забылись, увлеклись картой - и въехали. Бывает. Увидев направляющегося ко мне полицейского, я съежился, предрекая огромный штраф, изъятие прав, отправку машины на штрафстоянку или 5-летний запрет на шенгенскую визу. Еще бы, ведь судя по значимости окружающих зданий наш проступок был равносилен въезду на Красную или Дворцовую площадь. Полицейский помрачнел, но, увидев наши растерянные лица, просто сказал: «Сюда нельзя. Разворачивайтесь тихонько и уезжайте», и указал, в какую именно сторону нам следует убраться, чтобы снова не попасть под «кирпич». С тех пор мы стали ездить по стране гораздо спокойнее, осознав, что за непредумышленное нарушение правил здесь не казнят. Но российские ГИБДД-шники настолько же далеки от гуманизма, как римский Собор Святого Петра — от Петропавловской крепости. Оправдание «Ведь я вчера не пил и выгляжу не пьяным, зачем отбирать у меня права?» не пройдет, даже если сказанное окажется сущей правдой. Вот и получается, что от «сухого закона» на дороге пострадают лишь честные, а злостные нарушители с блатными номерами и деревенские пьяницы по-прежнему будут сбивать людей и наносить урон другим участникам движения.
Филипп Мостоцкий |