Власть сделала собственные выводы из тарифного кризиса: нужно отключать воду, отопление и канализацию
Угроза массовых протестов из-за роста коммунальных платежей постепенно уходит на второй план. Оперативные совещания в Кремле и Белом доме с громкими требованиями пересмотра тарифов уже сошли с центральных телеканалов. Какие же уроки извлечены из тарифного кризиса, который так напугал чиновников в начале 2010 года? Может быть, власть будет теперь соизмерять рост тарифов с увеличением доходов населения или с инфляцией? Может быть, решено отказаться – хотя бы на время кризиса – от взвинчивания внутренних цен на электроэнергию и газ? Вовсе нет. Партия власти нашла более оригинальное решение тарифной проблемы – отключать воду, отопление и канализацию тем, кто не в состоянии платить за эти удобства по новым ценам. Видные единороссы – Владимир Пехтин и Андрей Чиркин – внесли в прошлый вторник в Госдуму проект поправок в Жилищный кодекс, которые, по их мнению, должны «оптимизировать» сферу жилищно-коммунального хозяйства. Один из главных недостатков российского ЖКХ, по словам депутатов, состоит в том, что «сейчас нигде юридически не закреплена возможность приостанавливать поставку жилищно-коммунальных услуг злостным неплательщикам». «Поэтому такую меру обязательно нужно прописать», – уверены единороссы. Еще один объект депутатской оптимизации – это правила оказания коммунальных услуг. По мнению депутатов, их нужно переименовать в «Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах». Интересно, представляют ли депутаты практические последствия «приостановки» коммунальных услуг? Если жильцам дома «приостановят» канализацию, то соседние газоны и тротуары могут превратиться в сливные поля. Если жильцам «приостановят» отопление или водоснабжение, то возможны повреждения центрального отопления или, например, вспышки кишечных заболеваний. Наконец, отключение электроэнергии, как показывает практика, приводит к пожарам из-за использования самодельной электропроводки. Таким образом, отключение коммунальных услуг, на которое так надеются власти, грозит жителям гораздо более серьезными проблемами, чем коммунальные недоимки. Жертвами новой технологии выбивания коммунальных платежей могут стать тысячи добросовестных граждан, которые просто не в состоянии оплачивать растущие коммунальные счета. Более 18 млн. россиян, по данным Минздравсоцразвития, существуют сегодня на грани прожиточного минимума. Среди наименее обеспеченных граждан – многодетные семьи, инвалиды, безработные. Лишение этих граждан воды, отопления или электроэнергии может стать детонатором не менее массовых протестов, чем те, что напугали власть в начале 2010 года. Какой, например, может быть общественная реакция, если ребенок, инвалид или пенсионер вдруг погибнет из-за отключенного по новому закону отопления или водоснабжения? Какой может быть общественная реакция, если в городах вдруг появятся «коммунальные гетто», где многие жители будут существовать в антисанитарных условиях? Между тем перспектива «коммунальных гетто» – это вовсе не фантастика. В стране сегодня нет никаких тормозов для роста монопольных тарифов. Если темп прироста цен на энергию, транспорт и ЖКХ в несколько раз превышает темп роста доходов, то на траекторию обнищания будет выходить все больше граждан. Уже сегодня треть пассажиров пригородных электричек не могут оплачивать свой проезд – и тем не менее власти продолжают ежегодно увеличивать тарифы. Точно так же даже риск появления «коммунальных гетто» не останавливает политику властей по увеличению монопольных тарифов. Как показал опыт 2010 года, в стране остался единственный тарифный ограничитель – это массовые протесты населения. Подчеркнем, ограничитель - этот взрывоопасен.
www.ng.ru |