Российские учителя кипят от возмущения и готовы не только писать письма президенту, но и выходить на демонстрации. Неспокойная обстановка в школах связана с принятием нового закона о реформе бюджетных образований. Эксперты, опрошенные «БалтИнфо», говорят о том, что возможен срыв школьных экзаменов и массовые педагогические забастовки. В 2012 году начнется масштабная реформа бюджетных учреждений — школ, больниц, училищ. Им предоставят право заниматься деятельностью, приносящей доход, которым они смогут распоряжаться сами. Закон вводит новый тип учреждений - казенные. В этот новый тип переводится большое количество бюджетников, в том числе армия и силовики. Для образовательных учреждений преимущественно предполагается перевод в автономные бюджетные учреждения. Эти автономные бюджетные организации предложили перевести со сметного финансирования на бюджетные субсидии в рамках госзаказа. Как этот госзаказ получить, в законе прописано очень смутно. Сразу же стали высказываться опасения, что бюджетная автономия школ и вузов может привести к тому, что бесплатно будет оказываться только минимум услуг, а за все, что сверх госзаказа, россиянам придется доплачивать из собственного кармана. Однако глава Минобразования Фурсенко на все вопросы отвечает, что «никакого увеличения доли платности в образовании нет и быть не может». «Более того, у нас по объему финансирования бюджетное образование на всех уровнях: на уровне школы и на уровне профессионального образования очень существенно выросло», - подчеркнул министр. Эксперты, опрошенные «БалтИнфо», сравнили утвержденный закон с лучевой болезнью и пояснили — сразу российское образование не умрет, а будет долго корчиться в предсмертных судорогах. По мнению депутата Госдумы Оксаны Дмитриевой, самая негативная идея закона — это существенное расширение платных услуг во всех социальных сферах. «Многие бюджетные учреждения уже давно таковыми не являются, оказывая населению в массовом порядке коммерческие услуги. Теперь это узаконят и окончательно поставят на поток. Кроме того, отмена ответственности государства по субсидиям приведет к фактическому банкротству социальных учреждений», - рассказала Дмитриева. Депутат пояснила, что номинально в России не существует понятия «банкротство» в отношении школ или больниц. Но на деле, когда учреждение будет предоставлено самому себе, и его долги не будет покрывать государство, там очень быстро арестуют все счета, опишут мебель вплоть до парт и стульев и закроют школу или больницу. «Пострадают малые города, села, деревни. В сельской местности больницы и школы не будут выполнять формальное плановое задание, а на платных услугах там не заработаешь — брать не с кого. Множество школ, училищ, больниц в России просто молча закроют, а что будут делать люди — никого не волнует», - подчеркнула Дмитриева. Согласен с такими выводами и председатель Всероссийского фонда образования Сергей Комков. В беседе с корреспондентом «БалтИнфо» он отметил, что государство решило таким образом сбросить с себя базовую социальную ответственность. «А это, извините, гибель государства в будущем. Благая идея - дать школам и вузам большую самостоятельность - обернется только неразберихой и усиленными поборами. Каждая школа будет стараться выжить за счет родителей, часть образовательных предметов не войдет в обязательный образовательный компонент», - рассказал Комков. Эксперт пояснил, что государство якобы обезопасило себя этим самым обязательным образовательным компонентом, где будет прописан минимум бесплатных предметов в школе. Но, по словам Комкова, это будет действительно минимум. А все, что «не влезет» в обязательную бесплатную программу, родители должны будут оплачивать. «Социальное расслоение людей ускорится в разы. Будет элита, которая сможет позволить себе 5 дополнительных уроков французского в неделю, а будут те, кто и рисование-то не сможет оплатить. Малые сельские школы понесут наибольший урон», - отметил Комков. По его мнению, до «киргизского сценария» России в таком случае идти недалеко. Наиболее реактивной группой населения окажется та самая молодежь, у которой не будет ни образования, ни денег. Социальная напряженность вырастет, и не исключено, что люди выйдут на улицы — протестовать, ломать, крушить. «Учителя, к сожалению, на акции протеста не пойдут, а надо бы. Большая их часть далека от политики, они очень скрытные, запуганные и гораздо слабее реагируют даже на сильные раздражители», - отметил Комков. С таким мнение не совсем согласен главный редактор портала «Завуч Инфо» Евгений Барановский. По его словам, учителя уже давно поговаривают о том, чтобы хоть как-то выразить свой протест. «У людей накопилось, и они все чаще об этом говорят. Конечно, не сегодня и даже не завтра, но через некоторое время может прорвать — и тогда станет страшно. Сейчас педагогические коллективы по всей России и не только в Петербурге пишут письма в правительство РФ, Путину, Медведеву. Пытаются хоть как-то достучаться», - отметил Барановский. Однако все надежды на президентское вето по отношению к новому закону очень слабы, отметил эксперт. При этом закон настолько пестрит какими-то несуразностями, что разобраться в нем не может никто. «Например, что такое госзаказ и кто его будет выдавать? А как учебному заведению этому госзаказу соответствовать? Вот что беспокоит педагогов. А Министерство образования от нас просто забаррикадировалось. Сидят там, придумывают что-то, а потом выдают за сенсацию», - отметил Барановский. Эксперт пояснил, что все последовательно проводимые реформы последних лет, включая подушевое финансирование для учителей (когда деньги идут за количество детей в классе — прим. «БалтИнфо»), привлечение в школу менеджеров, развитие «образовательных услуг» - это все звенья одной цепи, которые легко нанизываются на идею платного образования. «Причем заметьте — платного сверху донизу, - отметил Барановский, - от детских садов и до вузов. Боюсь, что «наша новая школа» будет магазином по предоставлению услуг, а не твердым столпом общества». Кроме того, добавляет Дмитриева, можно забыть о перспективе государственной службы для врачей и учителей. Огромный бумажный вал документов и два разных баланса ждут все школы. Первый баланс — на бюджетные средства, второй — на небюджетные. Отчеты придется делать постоянно, «выбивать» средства — тоже. «Отменяется обязательная индексация зарплаты учителей и врачей. Теперь только директор учреждения будет решать, кому работать, а кому нет, и сколько за это платить. Не надо забывать и о том, что придется в обязательном порядке нанимать бухгалтера, что далеко не все школы потянут», - отметила Дмитриева. Барановский убежден, что «дальше разваливать российское образование уже некуда». Дмитриева прибавляет к этому, что новый закон станет лучевой болезнью: «сразу не убьет, а заставит долго корчиться». Комков уверен, что системе образования мог бы помочь действительно грамотный менеджерский подход (например, предоставление аренды на спортзалы и стадионы — прим. «БалтИнфо»), но на все российские школы менеджеров явно не хватит. Напомним, закон, реформирующий сеть бюджетных учреждений, должен вступить в силу с 1 января 2011 года, но до 1 июля 2012 года предлагается установить переходный период. Госдума РФ одобрила закон в третьем чтении 23 апреля. Теперь его предстоит рассмотреть Совету Федерации и президенту РФ. Согласно новому документу, бюджетные организации будут переведены со сметного финансирования на субсидии в рамках госзадания, они получают право заниматься приносящей доходы деятельностью (платные услуги, сдача имущества в аренду) с поступлением этих доходов в их самостоятельное распоряжение. При этом субсидарная ответственность государства по обязательствам бюджетных организаций отменяется. Порядок финансирования казенных организаций фактически остается тем же.
Анна Юдина baltinfo.ru |