Первые платные дороги появятся в России уже до конца этого года. Пока речь идет о четырех участках объездов крупных городов общей протяженностью всего 115 км. Однако уже через четыре года только на автостраде «Дон» общая протяженность платных участков достигнет 700 км. А в идеале России, по мнению главы госкомпании «Автодор» Сергея Костина, требуется примерно 12 тыс. км платных автодорог, что позволит существенно облегчить бремя бюджетных расходов. При этом последствия – как негативные, так и позитивные – от создания развитой системы платных автомагистралей до конца не просчитаны. Сергей Костин, отвечая вчера на вопрос «НГ», избежал цифр и точных прогнозов. Неопределенное будущее российской экономики чиновник нарисовал на примере Германии. Там якобы свели сложные экономические расчеты к влиянию возросших транспортных издержек на стоимость стаканчика йогурта. Получилось менее одного евроцента прибавки к прежней цене, и немцы решили, что их семейный бюджет это стерпит. Правда, Костин оговорился: в Германии платят за проезд по дорогам страны только грузовики. Доходы бюджета страны составляют от 4 до 5 млрд. евро в год. Эти деньги позволяют содержать и ремонтировать знаменитые своим качеством и отсутствием ограничения скоростного режима немецкие автобаны.
Россиянам же предлагаются несколько иные правила пользования платными автодорогами. Причем платить придется всем: и владельцам скромных малолитражек, и престижных лимузинов, и тяжелых грузовиков. С легковых автомобилей предлагается брать 1 руб. за один километр пути, с грузовиков массой до 8 тонн – 2 руб., выше 8 тонн – 4 руб. Приучать платить за езду с ветерком по современной автостраде российских водителей и грузоперевозчиков начнут с октября этого года. По словам главы «Автодора», сначала будет открыт небольшой участок платной дороги в несколько десятков километров на трассе «Дон». Позже к этому пилотному проекту присоединятся еще три участка на других автомагистралях, переданных в управление госкомпании. Общая протяженность первых платных дорог в России составит 115 километров. Однако уже к 2015 году счет пойдет на сотни километров платных автотрасс. Только на дороге «Дон» будет открыто 18 платных участков протяженностью около 700 км из 1517 километров общей протяженности этой трассы. Водителям явно не придется скучать, останавливаясь перед каждым шлагбаумом, требующим оплаты проезда. По словам Костина, дать «зеленую волну» от Москвы до Новороссийска не позволяет отсутствие альтернативы в виде бесплатной дороги. Чиновник поделился почти сокровенным – ему хотелось бы верить, что российские автомобилисты «проголосуют колесами» за платные дороги. Впрочем, на первых порах он особой загруженности платных трасс не ждет. Лишь на рубеже 2016–2017 годов, по расчетам Костина, денег, которые будут собирать операторы на трассе «Дон», будет хватать на содержание этой дороги. Другая головная боль главы «Автодора» – низкая конкурентоспособность России как страны-транзитера. Средняя скорость передвижения по отечественным дорогам ограничена 300 км в день. Для США этот показатель превышает 1,1 тыс. км, для Евросоюза – 800 км. Какую прибавку в скорости передвижения получит автотранспорт на платных российских дорогах, Костин конкретизировать не стал. Сослался на общеизвестное – только наличие дорожных фондов, которые будут воссозданы в центре и на местах с 2011 года, повысит среднюю скорость передвижения по нашей стране до 500 км в день. Ускорение будет достигнуто благодаря устойчивому финансированию строительства новых, содержания и ремонта существующих автодорог.
Однако устойчивость госфинансирования собственно компании «Автодор» поставлена под сомнение. В проекте бюджета-2011 Минфин предусмотрел резкое сокращение объемов финансирования дорожной отрасли. Заявка Минтранса исходит из потребности в 193,5 млрд. руб., Минфин ради сокращения бюджетных расходов готов выделить всего 56,8 млрд. руб. Глава транспортного ведомства Игорь Левитин согласен ограничить заявку 100 млрд. руб., но при этом он предупреждает, что придется полностью свернуть строительство новых автодорог. Костин заверил «НГ», что финансирование проектов строительства платных автодорог в России не свернут, а только урежут в соответствии с планами тотальной экономии госрасходов Минфина на ближайшие годы. Частных инвесторов отказ государства выполнять в полном объеме прежние обязательства, по мнению чиновника, не отпугнет. По оценке Костина, взнос бизнеса в строительство платных автодорог сохранится на приемлемом уровне – 20–30% в проект. Дело это настолько перспективное, что глава «Автодора» уверен, что в скором времени компания сможет использовать облигационные займы для привлечения дополнительных средств на дорожное строительство. Первый рублевый заем будет выпущен под 9% годовых, а в перспективе возможен выпуск и евробондов.
Игорь Наумов НГ |