Еще в октябре, когда автор этих строк искала подходящий сервис для «переобувки» машины, работники шиномонтажа успокаивали: «Не волнуйтесь, очередей не будет до ноября, пока жареный петух не клюнет...» Большинство автовладельцев действительно предпочитают ждать первого снега (или первого гололеда), который в авторемонтных мастерских иронично именуют «днем жестянщика». Но в скором времени «клевать» автомобилистов будут не только погодные условия, но и... страховые компании.
Эксперты утверждают, что в зимний период каждый второй случай в России, когда водитель не справляется с управлением на снежной или скользкой дороге, связан с износом протектора шин или с тем, что водитель ехал на летней резине. К слову, если при аварии, не дай бог, погибли или пострадали люди, то возбуждается уголовное дело. В более легком случае водитель может получить штраф за нарушение ПДД. Однако опытные автомобилисты знают: разбор причин дорожно-транспортных происшествий инспекторами ГИБДД часто проводится формально и практически никогда не производятся фотофиксация шин и замеры глубины рисунка протектора.
А вот страховщики все чаще уделяют особое внимание тому, были ли у участников аварии надеты шины «по сезону» и находились ли они в должном состоянии. Пока при решении вопроса о выплатах по КАСКО компании обычно не устанавливают причинно-следственную связь между состоянием шин и произошедшим ДТП. Но уже есть прецеденты отказа в выплатах именно по этой причине.
– Некоторые страховые компании сегодня включают в договоры КАСКО требование о смене шин в соответствии с сезоном. Например, с 15 ноября по 15 апреля или с 1 ноября по 31 марта, – говорит Диана Погодина, начальник отдела страхования автотранспорта Петербургского филиала компании «Мастер Гарант».
Ее поддерживает и Вячеслав Лосев, создатель одной из первых в России служб аварийных комиссаров, до этого проработавший два десятка лет в ГАИ. Он пеняет на психологию водителей: – Часто покупают резину, попав уже зимой два-три раза в мелкие ДТП. И в феврале-марте, как накопят деньги, – ура, наконец «переобулись». А потом на новенькой «шиповке» счастливый автовладелец ездит до сентября. К тому времени все шипы вывалятся, и он снова начинает думать о покупке новой резины.
И правда, с приходом настоящей зимы количество ДТП резко возрастает. Ограниченная видимость в метель, далеко не идеальное состояние дорожного покрытия, а тут еще летние шины!.. Наверное, каждый может вспомнить мрачные дорожные пейзажи в такие дни: будто в фильмах про войну, вдоль дорог лежат искореженные, свалившиеся в кювет машины. Часто приходится стоять в пробках из-за того, что дорога перегорожена «скорыми», спасателями, автомобилями ГИБДД... И хорошо еще, когда в этом пейзаже отсутствуют страшные детали – кровь и тела, накрытые пластиком.
Поскольку сознательности российским водителям не хватает, страховщики собираются инициировать поправки в ряд российских законов, чтобы заставить клиентов вовремя «переобуваться». При этом они ссылаются на международный опыт.
Те петербуржцы, кто часто ездит на своих авто в соседнюю Финляндию, с этим опытом хорошо знакомы. В Суоми запрещена эксплуатация шин с высотой рисунка протектора меньше 1,6 мм летом и 3 мм зимой. Использовать шипованную резину не в сезон (что часто делают наши автолюбители) тоже нельзя. И это также логично: речь идет не только о безопасной езде, но и о сохранности дорожного покрытия. Причем исключений не делается: директора одного из крупных автотранспортных предприятий Петербурга при пересечении финской границы заставили вручную плоскогубцами вытаскивать все шипы из своих шин.
Мало поставить зимой шипованную резину – нужно еще и разместить на заднем стекле автомобиля треугольник с буквой «Ш». Стоит этот знак сущие копейки, но к необходимости его установки отечественные водители тоже относятся зачастую легкомысленно. Хотя отсутствие такого знака – нарушение «Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации» и, в соответствии с КОАП РФ, влечет за собой штраф.
И дело тут не в пустой формальности: треугольник предупреждает едущих сзади о том, что в случае экстренного торможения машина с шипами затормозит быстрее. Обычно, по сложившейся практике ГИБДД, считается: кто въехал сзади, тот и виноват. Однако ситуация далеко не всегда трактуется однозначно, случаются даже судебные разбирательства. И в этом случае отсутствие предупредительного знака может повернуть дело не в пользу «переднего» водителя.
Еще в 2009 году Госдума рассматривала законопроект о запрете эксплуатации автомобиля в период с 1 ноября по 31 марта, если на нем не произведена смена «летней» резины на «зимнюю». Но этот закон не был принят, по словам известного эксперта в сфере страхования Егора Шадурского, как «непопулярный» в период нараставшего в тот год экономического кризиса. Зато нынешняя инициатива страховых компаний вполне может быть поддержана уже после выборов – депутатами нового созыва.
Анна НАДЕЖДИНА СПбВедомости |