Власти Москвы выдавливают людей из уютных гаражей в дорогие паркинги
Дамоклов гараж
- Продаются у вас гаражи?
- Да вон, много их продается у нас. С десяток, наверное. Только я тебе покупать не советую: сносят нас через два года.
Все московские «плоскостные» гаражи который год живут как на вулкане. Снесут в этом году - или поживем еще, покрутимся? Лёха сторожит гаражный кооператив (ГСК), и это достаточно защищенная от неожиданностей разновидность гаражей. А есть еще более бесправная категория гаражей: так называемые стоянки МГСА (Московского городского союза автолюбителей). Они, по документам — вообще не гаражи, а металлические тенты на автостоянке. Ликвидируют стоянку — получи свои листы железа и распишись.
«Решается здесь всё по-хитрому, - рассказывает Валерий С., председатель гаражной стоянки МГСА в районе «Аэропорт». - Существует окружная гаражная комиссия. В префектуре ей каждый год спускают разнарядку: какие гаражи в этом году «продлять» - в смысле договора аренды земли — а какие не «продлять». Если договор не продлят, значит, земля пойдет под какие-то городские нужды». По словам С., иногда бывает третий вариант: когда никакого конкретного городского заказа на этот участок нет, председатель стоянки может, собрав с владельцев машиномест «посильную лепту», пойти и попытаться договориться о продлении. Сам С. проделывал такое в 2007 году, взнос с каждого из 70 гаражевладельцев составил 3000. Продлили.
Народный, дорогой, пустой
Сейчас, однако, не 2007 год. Сейчас земля, на которой стоят плоскостные гаражи ГСК и МГСА, все чаще нужна самому городу. Причем, чаще всего, нужна не сама земля, а очень хочется именно что уничтожить имеющийся гараж. Иначе под угрозой оказывается строительство и востребованность «Народного гаража» - одной из главных городских целевых программ.
Когда проект «Народного гаража» только начинался — до 2007 года — стоимость машиноместа ориентировочно составляла 180 тысяч рублей, затем оказалось, что за такие деньги в столице гаража не построишь, и ценник пришлось поднять практически вдвое. Это не помогало, до 2008 года программа «Народный гараж» практически не двигалась. Только «волшебный пинок» лично от Юрия Лужкова лично куратору программы Константину Королевскому — сцену, разыгравшуюся на заседании столичного правительства, посвященном провалу гаражной программы, очевидцы до сих пор вспоминают с ужасом — помог сдвинуть дело с мертвой точки. Помогли две вещи. Во-первых, с разгоном инфляции 350 тысяч рублей для многих купивших квартиры в Москве стали не столь уж астрономической суммой. А во-вторых, мэрия планомерно сокращает базу конкурентов «Народного гаража» - плоскостных гаражей и стоянок. Точно так же пару лет назад под корень сводились столичные ракушки, даже те, что были по всем правилам зарегистрированы в управах. Взамен «металлических тентов» устанавливали так называемые «арбузы» - пластиковые навесы-укрытия, которые не защищают машины ни от снега, ни от воров, зато прекрасно срываются ураганом. Стоит одно «арбузоместо» около 80 тысяч рублей...
Уже сейчас «народных гаражей» в Москве несколько десятков; только в 2010 году в строй вводятся 142 паркинга на 118 тысяч новых машиномест, из них 70 тысяч предназначено именно для участников «Народного гаража». Впечатления от гаражей у «новоселов» - не всегда радужные, бывают и довольно «кислые» отзывы.
«Да ну, старый гараж, конечно, был лучше. - говорит Сергей, владелец Daewoo Nexia, сорокалетный мужчина в джинсовом костюме. - Там я и резину зимнюю складывал. И посидеть там можно было хоть полчаса, прежде чем домой идти. А тут — ни стен, ни ворот, только ветер гуляет».
Напомним, что основные проекты «Народных гаражей» предусматривают именно открытый, затянутый решеткой, но неотапливаемый, паркинг.
«У меня вот здесь, где стоит сейчас этот паркинг, был свой гараж. С 60-х годов, еще мой отец его получал, как инвалид войны. Отобрали. Я не стал выкупать место, это то же самое, что просто на улице стоять», - негодует Валерий Николаевич, владелец пятилетней «Волги» с Большой Грузинской улицы.
Красный квадрат
Однако возможность «стоять на улице», судя по всему, в ближайшее время сильно сократится. Для этого московские власти подготовили своеобразную двухходовку. Раз — и во всех столичных дворах без исключения к 1 сентября с.г. появятся «красные зоны» - штриховка на асфальте с эмблемой 01, обозначающая место для проезда пожарной машины в экстренной ситуации. Два — и московские парламентарии готовы внести на рассмотрение Госдумы поправки в КоАП, позволяющие эвакуировать на штрафстоянки не только с проезжей части улиц, но и с тротуаров, газонов, а также с тех мест во дворах домов где запрещена стоянка.
Если присмотреться к тому, как расчерчена новая пожарная разметка — выяснится, что при большинстве домов советской постройки парковочных мест почти не останется.
Проблема парковки во дворах сложная — охотно и уже много лет поясняет глава московского стройкосплекса, первый вице-премьер правительства Москвы Владимир Ресин. И добавляет, что как бы то ни было, а со временем москвичам придется переучиваться на «цивилизованный» способ парковки: когда ставить машину можно будет только в предназначенных для этого местах. И, скорее всего, за деньги.
Евро без евро
«Вообще, система, когда парковаться можно бесплатно и где угодно — глубоко порочна и порождает пробки, - рассказывал обозревателю «СП» научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин. - В европейских столицах уже лет 30 как поняли, что ежедневное использование автомобилей в режиме «один человек — одна машина» в любых исторических городах просто невозможно. То есть, в Москве эту сферу, безусловно, нужно упорядочивать. Но для начала необходимо организовать абсолютный приоритет общественного транспорта на улицах, а сам подвижной состав довести до комфортной для среднего класса численности. Времена уже не те, чтобы люди ехали на работу как сельди в бочке: они будут плеваться, но ездить на машинах».
Стоит сказать, что общественный транспорт за последние два года становится более дружественным к пассажирам. С нового 2011 года в кассах «Мосгортранса» будут продаваться билеты на 1, 3 и 5 суток с неограниченным числом поездок: это дает возможность, не теряя в деньгах, ездить по городу с пересадками. Совершенствуется и подвижной состав — автобусы и трамваи в Москве уже не столь сильно уступают в качестве автобусам и трамваям, например, Праги.
Однако две главные беды наземного транспорта пока не преодолены. Во-первых, троллейбусы, трамваи и автобусы по-прежнему стоят в глухих пробках на сложных и переполненных перекрестках. Во-вторых, и это отчасти следствие тех же пробок, вагонов и машин на маршрутах слишком мало, чтобы пассажиры могли ехать с современным уровнем комфорта. Мало где есть и кондиционеры, хотя они потихоньку начинают появляться — а это критично для комфорта поездки. Многие москвичи стараются не ездить в метро именно из-за духоты.
Велополитен против амбара
Итак, европейскую по своим внешним признакам систему транспорта пытаются насильно привить Москве, несмотря на то, что многие ключевые компоненты этой системы у нас пока не работают. Или не заработают вовсе. Главный из этих элементов — психология, своего рода безусловные рефлексы и предпочтения, которые, как это ни странно, во многом общие у градоначальника и рядового жителя «спального» района.
Психология эта — психология мелкого, но автономного хозяина. Вплоть до начала 70-х годов в большинстве московских дворов стояли дощатые постройки — дровяные сараи и чуланы для личных вещей. В новейшие времена, когда сараи истребили, их место заняли именно гаражи. По сей день настоящий гараж для россиянина — это не 18 квадратных метров, на которых можно ставить машину. Это — и тут мы родственны с американцами и австралийцами — замкнутое на прочный замок личное пространство Мужчины. Место, где он принадлежит себе — а не жене, не начальству и не «партии и правительству».
В гаражах, несмотря ни на какие запреты, роют ямы — и не только для осмотра и ремонта, но и для хранения всех бесконечных «штучек», за которые супруга может выгнать из дома. От летних и зимних колес до заветных банок с солеными грибочками и домашней настойкой. От антикварного кресла, начатого реставрацией пару лет назад да так и застрявшего. От бочки с бензином на черный день — пожароопасные схроны «выживальщиков» - до ящика пива на случай хорошего настроения.
И да — в настоящем российском гараже всегда есть столик и пара кресел. А то и диванчик — на то и мужской мир, чтобы изредка впускать сюда женщин на своих условиях и по своим правилам. В общем, от американских гаражей, с их антресолями и сварочными аппаратами, гараж российский отличается лишь размерами — увы, не в нашу сторону. Хотя и у нас есть умельцы — например, в одном из ГСК на проспекте Вернадского некто купил три смежных гаража и устроил там квартиру — она же клуб по интересам — для постоянного проживания.
svpressa
|