Одной строительной угрозой на Васильевском стало меньше
Постановления городского правительства о строительстве четырех паркингов на Новосмоленской набережной, вызывавшие массовые протесты жителей этого микрорайона на Васильевском острове, скорее всего, будут отменены: застройщик — компания «Паркинг-Инвест», по уверениям чиновников, «не смог реализовать этот проект». Что будет теперь на этом месте, пока неизвестно, но жители могут вздохнуть немного спокойнее.
Небезопасные паркинги О предложении построить паркинги на Новосмоленской набережной жильцы окрестных домов узнали в 2007 году, когда прошли общественные слушания по проекту планировки и межевания территории. Между высотками, стоящими вдоль Смоленки, ранее располагались открытые автостоянки — власти решили их закрыть и передать участки под паркинги, где в общей сложности должно было разместиться вдвое меньше машин. Паркинги планировались четырехэтажными, но два первых этажа собирались отдать под «общественно-деловые учреждения» — что и вошло в проект планировки и межевания, утвержденный городским правительством 14 августа 2007 года. В тот же день были изданы и постановления о проектировании и строительстве всех четырех паркингов. К концу 2007 года, правда, застройщик стал говорить уже о трехэтажных зданиях, и без передачи первых этажей под иные цели. Восторга у жителей все это не вызвало: паркинги предполагалось строить такой высоты, что окна квартир на нижних этажах окрестных домов выходили бы уже не на Смоленку, а на их стены. Далее выяснилось еще более неприятное обстоятельство. Когда инициативная группа жителей сумела получить «Технический отчет об инженерно-геологических условиях площадки строительства», выполненный фирмой «Бента» по заказу инвестора, выяснилось, что предусмотрено строительство четырех десятиэтажных (!) паркингов «высотой 35 м, на свайном основании из 300 свай на каждый участок глубиной до 40 м и с несущей способностью до 490 тонн на свайную колонну». Несколько более скромные планы содержались в задании на проектирование, утвержденном генеральным директором ООО «Паркинг-Инвест» в декабре 2007 года, где было предписано «предусмотреть усиление конструкций здания для дальнейшей реконструкции и надстройки шести этажей торгово-развлекательного комплекса»… Заметим: когда на Новосмоленской набережной строили 22-этажные высотки (традиционно называемые в микрорайоне «дома на курьих ножках») и забивали под них сваи, на окрестных домах по Наличной появились трещины. Ведь грунты на этой территории весьма слабые. И теперь у жителей были вполне резонные основания опасаться за безопасность своих домов в случае, если рядом начнут забивать сваи под «усиленные фундаменты». Тем более что отдельные дома в микрорайоне уже дают осадки — даже без всякого строительства вокруг. Правда, застройщик неизменно отрицал планы высотного строительства, но крупнейший специалист по этим вопросам — председатель экспертно-консультативной комиссии по основаниям, фундаментам и подземным сооружениям профессор Владимир Улицкий, к которому обратилась инициативная группа, — дал заключение: при такой глубине забивки опор «можно предположить дальнейшее строительство высоких зданий, надстраиваемых на запроектированные этажи». Улицкий считал необходимым проведение обследования всех зданий, окружающих будущие стройплощадки, но оно было проведено только для высоток, а не для всех окрестных домов. Да и то, что было проведено, вызало у жителей большие сомнения: по мнению членов инициативной группы Любови Пан и Ирины Карлинской, им представили откровенную халтуру…
Вопросы без ответов Тем не менее процесс пошел. В течение 2008 года автостоянки были закрыты, а в феврале 2009 года на Новосмоленской набережной появились синие заборы, огородившие участки, отведенные под паркинги. Инициативная группа забила тревогу — и выяснила, что еще в январе 2009 года Служба государственного строительного надзора и экспертизы (СГСНЭ) выдала отрицательное заключение на проектную документацию, потребовав от заказчика до мая 2009 года устранить замечания. Да и к тому времени вступипи в силу Правила землепользования и застройки — и в них для участков, которые планировались под паркинги, были введены высотные ограничения, существенно урезающие аппетиты инвестора. Первоначально в проекте ПЗЗ была предусмотрена 35-метровая высота для этих участков, но на общественных слушаниях в августе 2009 года автор статьи предложил поправку, снижающую высотность. И, как ни редко такое случается, но комиссия по землепользованию и застройке и депутаты ЗАКСа эту поправку приняли. В итоге для трех участков (где планировались трехэтажные паркинги на 100 машино-мест) установили максимально допустимую 12,5-метровую высоту, для четвертого (где хотели строить одноэтажный паркинг на 70 машино-мест) — 7-метровую высоту. В апреле 2009 года жители встретились с главой Василеостровского района Александром Исаевым и представителями «Паркинг-Инвеста» и спросили у них в лоб: предполагается ли надстройка паркингов — как это было указано в задании на проектирование? Представители инвестора от ответа ушли, а Александр Исаев (вскоре покинувший свой пост) заявил, что все — «живые люди», и, конечно, никто не даст гарантии, что инвесторы не будут добиваться разрешения на увеличение высоты. Но, мол, если у жителей будет «активная жизненная позиция»… Не последовало ответа и на вопрос о том, почему в проекте так нерационально используется площадь, ведь любой инвестор стремится получить максимальную выгоду. А здесь все параметры превышали нормативные в 3–6 раз! Так, в соответствии с требованиями СНиП, для паркинга на 100 машино-мест необходима общая площадь 3000 кв. м, а в проекте заложено втрое больше — 9000 кв. м, при этом СНиП требует высоту каждого этажа в 2,6 метра, а в проекте заложена четырехметровая высота. В итоге получалось, что паркинги такого размера вполне могли бы вместить по 270–300 машино-мест, а их планировали только на 100. И если прежние автостоянки вмещали по 150–200 машин каждый, то теперь планировалось всего 370 машино-мест, что неминуемо ухудшило бы ситуацию — машины переместились бы во дворы. Наконец, в проекте почему-то были предусмотрены санузлы по 127,8 кв. м, кладовые для багажа по 297 кв. м, вестибюли по 160 кв. м и так далее — что неминуемо рождало вопросы: не намерен ли инвестор использовать построенный объект для каких-то иных целей? Ответов не последовало — как не последовало их потом ни от районной администрации, ни от СГСНЭ: они неизменно отвечали жителям, что застройщик сам решает, сколь просторными ему делать паркинги и как использовать построенное. Однако уже тогда было заметно, что установленное в ПЗЗ высотное ограничение кардинально меняет планы «Паркинг-Инвеста», представители которого понимали, что получить разрешение на отклонение от предельной высоты в этой ситуации им не удастся. А еще они понимали — поскольку экономический кризис был в самом разгаре, — что трехэтажные паркинги у них просто не окупятся. Десятиэтажные или, на худой конец, шестиэтажные строения, где размещалось бы что-то помимо автомобилей, еще могли окупиться. Что касается паркингов, то у большинства жителей просто нет денег для покупки там машино-места, которое стоит в несколько раз больше, чем сам автомобиль. Недаром на западе Васильевского острова большинство мест в паркингах пустует или сдается в аренду — под офисы, учебные цели и так далее…
Борис ВИШНЕВСКИЙ Фото Михаила МАСЛЕННИКОВА
|