Расскажите, Борис Валерьевич, в чем суть проблемы с гаражами в Санкт Петербурге?
Попробую Вас просветить. Плоскостной гараж находиться на сегодняшний день вне правового поля. С одной стороны, позиция городских чиновников, он движим. С другой стороны , 130 ст. Гражданского кодекса РФ и здравый смысл, он недвижим. Всем эта ситуация предельно понятна. Владельцы гаражей не хотят жертвовать свое имущество на развитие города, городская власть пытается обойтись без лишних затрат. Все понятно: кризис, бизнес, дыры в бюджете… ну а люди здесь причем? Ведь, уверяю Вас, ныне стоящие и уже снесенные гаражи приобретались на законных основаниях еще при СССР. Аренда тогда была бессрочной. Сейчас СССР нет, земли у нас стало меньше, аренду сделали срочной и перестали продлевать. Но люди остались и гаражи тоже. На сегодняшний день, компенсацию не получили владельцы снесенных гаражей на Предпортовом, Кубинской и других площадках, а на очереди новые сносы . Все обстояло бы иначе, если бы у нас относились к людям по человечески. Если бы людям выплачивали компенсацию, которой бы хватило на покупку нового гаража, а не смешные 20-30 тысяч рублей. Выделяли бы землю под гаражи с долгосрочной арендой , а не место в лесу под открытую стоянку сроком на три года…вообщем, справедливость чтоб была, тогда бы не было всевозможных протестных движений гаражников, тогда б владельцы гаражей чувствовали защиту и заботу государства…
Тогда бы могло не быть и Вашего профсоюза?
Не исключено. Любое действие можно юридически обосновать. Но для чего? Неужели претит пойти на встречу людям , зачем людей так бессовестно лишать их собственности? Ведь у нас на всех верхах говорят о строительстве цивилизованного государства. Это нужно как в Европе, это – как в Америке. Сделать в первую очередь нужно зарплаты конкурентоспособные. Если российский человек будет зарабатывать в среднем 3000 $ в месяц он и паркинг сможет себе позволить. За границей место в паркинге стоит не дороже чем у нас, но люди зарабатывают в несколько раз больше.
Как Вы относитесь к тому, что не все гаражи используются по назначению?
Когда было наступление в 2009 году на Парнас-4, мне запомнились слова одного из высокопоставленных чиновников о том, что в гаражах хранятся банки с вареньем и мешки с картошкой. Да, кто то хранит в гараже автотранспорт, кто то овощи – фрукты, кто то занимается ремонтом своего авто и здесь нет ни чего противоречащего закону. У людей есть частная собственность, и они вольны распоряжаться ей как угодно в рамках законодательства. Тоже самое ведь можно сказать и про квартиры. В некоторых склады, в некоторых притоны, в некоторых торгуют оружием, наркотиками, в некоторых работают швейные и другие производства… Это не говорит о том, что пора сносить дома и всех выселять в поле…А на месте домов построим что-то торгово-развлекательное…
На сколько, по Вашему мнению, сказывается сейчас нехватка парковочных машиномест в городе?
Свежа в памяти последняя снежная зима. На дворе весна, а снег еще лежит. Стала в миг актуальна проблема «подснежников», которые мешают уборке снега с проезжей части. Сейчас на владельцев этих машин планируется подавать иски в суд. За последние 5 лет было снесено порядка 20000 гаражей. Владельцы снесенных гаражей не получали достойных компенсаций , максимальные компенсации составляли 38 тысяч рублей. На эти деньги гараж не купить, место в паркинге тоже. Много людей пользуется машинами только весной-летом. Власть сама выгоняет машины на улицу, превращая их в «подснежники», а потом с энтузиазмом подает в суд и начинает «доить» их владельцев. Если все гаражи снесут, как запланировали, во дворах плюнуть не куда будет. Про газоны тоже можно будет забыть. В этой ситуации строить планы на снос более 200000 гаражей может только человек, который не умеет просчитывать проблему наперед. А снос в ближайшие три года такого количества гаражей отразиться как на социальном недовольстве горожан, так и парковочным коллапсом. Ведь не для кого не секрет, что владельцы гаражей , в большинстве своем, люди с доходом ниже среднего. Очень много пенсионеров, ветеранов и других слабозащищенных категорий граждан. Малый процент владельцев гаражей сможет самостоятельно отстоять свои права в суде, как и приобрести место в паркинге, даже по льготной цене. Парковочных мест в городе сейчас не хватает, паркинги простаивают «незаселенные» из за высокой цены места. Гаражи, пока ещё, спасают положение, но когда их не станет… будет тяжело.
Необходимо ли принятие каких либо законов, защищающих права владельцев гаражей?
По поводу законов, которые защищали бы права владельцев гаражей. У нас есть Конституция, в частности 35 статья, которая защищает граждан России, имеющих собственность. Непринципиально , какая это собственность, квартира, дача, гараж и т.д. Есть 130 статья Гражданского кодекса, которая регламентирует понятие движимость, недвижимость. Наше городское правительство в 2008 году приняло 732 постановление, которое как раз регламентирует, на что владелец снесенного гаража имеет право. Как работает 732 постановление я не слышал, виной тому кризис и другие факторы. Помимо парковочных мест, в этом постановлении упоминается денежная компенсация. Другое дело, что там не прописано какая это должна быть компенсация. Одно дело компенсировать 20-30 тысяч, на которые можно купить разве что ворота от гаража, другое дело выплачивать рыночную стоимость гаража, что справедливей. По логике , должна выплачиваться рыночная стоимость, чтобы компенсировать владельцу затраты на оборудование гаража и дать возможность ему приобрести новый. Ведь в Конституции написано о равноценной компенсации, значит нужно приводить 732 постановление в порядок. В памяти всплывает курьезный случай. Обращались в профсоюз люди с проблемой. Был у них гараж на Предпортовом, 5. Его снесли, компенсацию они не получили. В 2008 году приобрели гараж на Парнас-4. Каково было их удивление и негодование, когда через год и на Парнасе замаячил снос без компенсаций. Мне кажется, закон новый нужен. За основу может быть взято 732 постановление доработанное в части денежных компенсаций. Нужно выработать механизмы, позволяющие соблюдать существующие законы и беспрекословно их выполнять. Тогда будет всем счастье. А пока в бюджете не заложены определенные средства на решение гаражного вопроса, справедливо было бы ввести мораторий на снос. Владельцы гаражей- это такие же граждане города, как и все. Среди них есть и пенсионеры, и рабочие, и служащие.Врачи, учителя, милиционеры и т.д. Владельцы гаражей – это налогоплательщики со всеми вытекающими последствиями. Все мы понимаем, что город должен развиваться. Нам нужны новые дороги, социальные объекты, жилье. Мы за развитие города, но мы против, чтобы он развивался в ущерб нам. Мы готовы сотрудничать с городскими властями, но на условиях уважительных и взаимовыгодных.
Почему Вы создали профсоюз? Ведь профессии «владелец гаража» не существует?
Хороший вопрос. Для нас важна не форма, а содержание. Не важно, какая будет форма у нашего движения, главное, чтобы было удобно продуктивно работать. Владелец гаража может заниматься ремонтом автомобиля у себя в гараже, работать в охране самого гаражного кооператива или заниматься другой деятельностью. Среди наших членов есть и пенсионеры и студенты. Поэтому мы – профсоюз самозанятых работников. Мы тесно сотрудничает со свободными профсоюзами, входим на правах членской организации в ВКТ. Профессии не существует, а профсоюз «Рубеж» существует.
С какими движениями и организациями Санкт-Петербурга сотрудничает Ваш профсоюз?
Общественное движение «ТИГР»; ЦВР, свободные профсоюзы : ПРОФТЭК, МПРА, ОПРТУ, «НАШЕ ПРАВО» . Это на данный момент наши основные союзники и ближайшие соратники. В ближайшее время в Санкт-Петербурге будет создана социально-протестная коалиция, так что союзников у нас скоро прибавится.
Какие отношения со Всероссийским Обществом Автомобилистов?
Честно скажу: никаких. Знаете, бывает так. Вроде, интересы общие, а работы совместной нет. С нашей стороны выдвигались предложения о сотрудничества с ВОА, но ответа получено, пока, не было. Соответственно, можно сделать вывод, что эта организация , как минимум, не заинтересована в совместной работе на сегодняшний день. Как бы там ни было, мы всегда готовы к сотрудничеству с этой организацией и другими структурами для достижения намеченных целей.
Что Ваш профсоюз может дать владельцам гаражей?
Владельцам гаражей мы не обещаем и не даем ничего! Владельцам гаражей мы предоставляем платформу для объединения и отстаивания своих прав. У нас нет ресурсов защищать права всех владельцев гаражей. В одном Петербурге их сейчас насчитывается в районе 250000 человек. Существуют движения по защите прав владельцев гаражей, вот они , скорее всего защищают всех. Результативно или нет, не могу судить. Наша поддержка может быть только консультативной. Другое дело, если на сносимой гаражной стоянке есть члены профсоюза. Мы ставим для себя задачи по защите членов профсоюза. За членов профсоюза мы будем бороться на всех фронтах. У нас есть возможности не дать в обиду своих . В этом и заключена профсоюзная солидарность, когда проблемы у одного, на помощь придут все. С теми, кто хочет отсидеться за чужими спинами нам не по пути, поэтому на нас им рассчитывать не стоит. Думаю, я ответил на Ваш вопрос.
Да, цинично. А как же солидарность с другими владельцами гаражей?
Как есть. Поверьте, в профсоюз могут вступить все желающие бороться за свои права. Кто борется и проявляет инициативу, тот получает всегда больше, чем пассивно ждущий своей участи. Это закон жизни, и не мы его выдумали. Конечно, есть Конституция, которая уравнивает в правах всех граждан РФ, но как она работает в отношении владельцев гаражей мы все видим. Мы сталкиваемся постоянно с непонятной пассивностью людей. Все чего-то ждут, на что-то и кого-то надеются…Почему на митинги протеста ходят тысячи, а справедливости хотят миллионы? Пока одни ждут , другие участвуют в борьбе. Вся гаражная проблема в нашем городе из-за того, что большинство владельцев гаражей молчит и чего-то ждет, а гаражи потихоньку сносятся и на локальные очаги сопротивления никто не обращает внимания. Естественно, мы по возможности, поможем братьям гаражникам не членам профсоюза, но активных действий в тех же судах, принять не сможем.
Как с Вашей точки зрения могут развиваться события на Елагинском проспекте?
Я не прогнозист, тем более, что в нашем городе прогнозировать ход противостояния городских властей и владельцев гаражей неблагодарное занятие. Я встречался с председателями площадок «Океан» и «Союз». На мой взгляд, адекватные люди и оставили хорошее впечатление. Но не будем забывать, что они просто председатели гаражных стоянок и у них очень много проблем хозяйственного характера. От неплательщиков до уборки снега. У них не простая работа, я эту «кухню» знаю, так как гаражным вопросом занимаюсь давно. Активно защищать свою собственность должен каждый владелец гаража, и тогда будет толк. Если люди смогут как то организоваться, у них все получится. Не смогут , будут оплакивать свои гаражи и обивать пороги судов. К сожалению, других вариантов нет. По Елагинскому мы держим «руку на пульсе», т.к на КАС «Альбатрос» есть члены нашего профсоюза. Надеюсь, в ближайшее время там учредится первичная организация и начнет активно работать.
И последний вопрос. Что бы Вы могли пожелать владельцам гаражей?
Джо Хилл сказал: НЕ НАДО ПЛАКАТЬ, ОРГАНИЗУЙТЕСЬ. Это замечательные слова . Люди должны отстаивать свои права. Во всем мире это нормально и у нас это должно войти в норму. Не спешите надеяться на кого-то. Сделайте для себя что-то сами. Желаю всем удачи в борьбе за свою собственность.
Спасибо.
Беседу вел Дмитрий Наровский
Это интервью опубликовано в №3 журнала Spbnew от 17 марта 2010 года.
|