Смольный разработал изменения в закон о компенсациях владельцам снесенных гаражей. Деньги из бюджета смогут получить не только те, чьи боксы снесли для реализации городских проектов, но и жертвы частных компаний, лишившиеся имущества за последние 3,5 года. Правда, купить новый гараж или место в паркинге на эти деньги вряд ли получится.
Законопроект разработан комитетом по управлению городским имуществом. Предыдущий председатель КУГИ Дмитрий Куракин уже представлял документ на заседании правительства в начале апреля, но тогда губернатор Георгий Полтавченко счел его сырым и приказал доработать. Вторую редакцию представила уже новая глава ведомства, Мария Смирнова.
Авторы проекта предлагают откорректировать городской закон "О мерах по обеспечению имущественных прав граждан, являющихся владельцами гаражей". Поправки позволят платить из казны владельцам боксов, снесенных для строительства коммерческих объектов. Пока закон предусматривает бюджетные выплаты лишь тогда, когда гаражи ликвидируются для реализации городских проектов.
В законопроекте также уточняется, что в случае казенного строительства выплачивать деньги гаражникам будет тот орган власти, который является заказчиком. Как правило, это комитет по строительству, комитет по развитию транспортной инфраструктуры либо комитет по энергетике. Этот пункт вызвал возмущение председателя комстроя Вячеслава Семененко, который заявил, что в его комитете нет такого штата, чтобы разбирать жалобы сотен и тысяч гаражников. Однако Полтавченко успокоил его, сказав, что, если закон примут, нужные специалисты появятся.
Кроме того, закон получит обратную силу. Платить будут тем, чьи боксы снесли в течение трех лет до начала его действия, то есть с 11 ноября 2008 года. "Все гаражи, которые когда-либо за время существования Санкт-Петербурга были снесены, мы включить в наше предложение не сможем, потому что средства бюджета тоже являются конечными", – пояснила Смирнова.
Впрочем, выплаты будут далеки от рыночных цен боксов. Они составят около 20 тысяч рублей за металлический гараж и примерно 70 тысяч рублей – за кирпичный. По словам главы КУГИ, в рыночную стоимость гаража закладывается цена земли, которая на самом деле хозяину строения не принадлежит. Более того, город будет платить не материальные компенсации, ибо компенсировать он ничего не обязан, а социальные выплаты. Это своего рода жест доброй воли со стороны Смольного.
Всего с ноября 2008 года в Петербурге было снесено 20515 гаражей, и при среднем размере выплаты в 60 тысяч рублей на моральные компенсации потребуется 1,206 млрд рублей. По подсчетам Смирновой, город сможет выплатить их в течение двух-трех лет. Правда, на ближайшие годы запланированы сносы еще около 7 тысяч боксов, и из бюджета придется выделить дополнительно 600 млн рублей.
"Нам надо принимать это постановление, – заявил губернатор. – Потому что, естественно, тема достаточно больная. Мы должны восстанавливать социальную справедливость, в том числе по восьмому году, девятому. Мы должны компенсировать им те потери, которые они понесли. По справедливой, естественно, цене. Наживаться никому не позволим. Это наши люди, это наши горожане, и мы должны с ними поступать по справедливости".
Законопроект был одобрен правительством города и будет направлен в Законодательное собрание. Однако из-за летних каникул ЗС сможет рассмотреть его только осенью. Впрочем, это не страшно, поскольку документ все равно должен вступить в силу с 1 января 2013 года.
Между тем у гаражников нет единого мнения о новом законе. "С одной стороны, 60 тысяч – это лучше, чем ничего, – отметил председатель профсоюза владельцев гаражей "Рубеж" Борис Карпов. – Но, с другой стороны, на эти деньги вы не купите себе новое машино-место. Гараж в городе дешевле 200 тысяч не найти, место в паркинге стоит не менее 450 тысяч. Получается, что вроде как машино-места сносятся, какие-то деньги выплачиваются, но люди машины будут вынуждены ставить во дворах, в "карманах" и на обочинах. Транспортные проблемы это точно не решит".
По его словам, "Рубеж" проводил опрос гаражников и выяснилось, что подобные выплаты устроят половину из них. "Тех, кому гараж действительно нужен, кто хранит там машину, эти деньги не устроят", – уверен Карпов.
Эпидемия сноса гаражных кооперативов охватила Петербург в последние годы правления Валентины Матвиенко. Проблема особенно обострилась в 2010 году, когда на Парнасе развернулись чуть ли не рукопашные схватки между гаражниками, рабочими и милицией. В сентябре прошлого года Полтавченко объявил мораторий на снос гаражей, а в октябре был принят закон "О мерах по обеспечению имущественных прав граждан, являющихся владельцами гаражей на территории Санкт-Петербурга". Согласно этому документу, гаражникам должны предоставлять земельные участки для строительства многоэтажных паркингов или организации открытых автостоянок неподалеку от того места, где находились снесенные боксы. Если это невозможно, им положены денежные компенсации.
neva24.ru Антон Арсеньев
|