Чтобы вызволить свой автомобиль со штрафстоянки, петербургским автомобилистам с 1 июля придется заплатить 2700 рублей. Еще три тысячи составит штраф за неправильную парковку. Автовладельцы возмущены: в городе так и не создали условий для того, чтобы водители не нарушали закона.
Хотели ударить по рукам…
На днях губернатор подписал закон о платной эвакуации, а 27 июня стали известны тарифы за перемещение и хранение транспортных средств. Напомним, прежде эти затраты ложились на бюджет, но с 1 июля их переложат в карман автомобилистов. Вопреки прогнозам, тарифы оказались вполне «человеческими». Шли разговоры о том, что плата может составить до 4,8 тысячи рублей (об этом сообщал вице-губернатор Сергей Вязалов), однако комитет по тарифам решил не задирать ставки. Владельцы легковых автомобилей и мотоциклов заплатят за их перемещение на спецстоянку 2700 рублей, крупного и негабаритного транспорта (категории C, D, E) – 16000. Час хранения на стоянке мотоцикла обойдется его владельцу в 15 рублей в час, легкового автомобиля, микроавтобуса или грузовика (массой до 3,5 т) – 30 рублей. Владельцам большегрузов и негабаритов придется раскошелиться на 60 и 90 рублей в час соответственно.
Расценки оказались гораздо ниже, чем предлагали компании, занимающиеся эвакуацией транспортных средств. Как сообщили «БалтИнфо» в комитете по тарифам, средняя цена предложения у них составляла до 3600 рублей за перевозку автомобиля и 207 рублей – за каждый час хранения.
По мнению гендиректора ООО «Техничка» Алексея Эвентова, предложенные комитетом ставки вполне справедливы, и даже более чем достаточны, если пойдут в карман исключительно компаниям – эвакуаторщикам. «Организации будут в любом случае заинтересованы в том, чтобы работать с городом: все-таки кризис наступает, придется бороться за свои доходы», - рассуждает Алексей Эвентов. Депутат ЗакСа Александр Кобринский также обращает внимание на то, что в 2008 году, когда в городе работал закон о платной для автовладельцев эвакуации, тариф составлял 3800 рублей. До последнего времени – 2600, но расплачивался бюджет, а не автовладелец. «Это означает, что и тогда и, скорее всего, сейчас цифры берутся с потолка, - отметил депутат. – 2700 рублей – сумма более реалистичная, но все равно надо разобраться, из чего она сложилась. Эвакуация – бизнес вообще сверхприбыльный». Рядовых автовладельцев тоже интересует этот вопрос. «Непонятно, почему стоимость эвакуации выше, чем городские расценки», «Эвакуация стоит около 1000 рэ. Я смотрю, здесь собираются деньги пилить активно», - пишут «сообщники» в «АвтоПитере».
…а ударили по карману
Если не брать во внимание финансовые аспекты, то в целом закон о платной эвакуации автомобилисты поддерживают, что подтверждают отклики в ЖЖ. «То, что затраты переложили на автовладельцев, правильно. Почему я, рядовой налогоплательщик, должен расплачиваться за тех, кто паркуется неправильно?», - говорит руководитель клуба «А24» Денис Шубин. Но проблема в том, что затратами на эвакуацию расходы проштрафившихся автовладельцев с 1 июля не ограничатся. Почти столько же – 3000 рублей – петербуржцы будут платить в качестве штрафа ГИБДД за неправильную парковку. Просили депутаты ЗакСа губернатора Георгия Полтавченко отложить закон о платной эвакуации на год или хотя бы на полгода, но градоначальник отказал. Что в итоге получается? 2700 рублей за доставку машины на штрафстоянку, плюс 90 рублей за хранение (три часа – минимальное время, за которое можно уладить формальности), плюс еще 3000 рублей – итого из кошелька автовладельца в разные «карманы» перекочует круглая сумма почти в 6000 рублей. «Мигалку дешевле купить», - вздыхают предприимчивые автовладельцы.
Ответ на вопрос, почему автовладельцы заранее опасаются драконовских штрафов, очень прост. С тех пор, как стало известно о серьезном повышении штрафов для «неправильных» парковщиков в Москве и Петербурге, прошло более полугода, однако никаких условий для правильной парковки в городе на Неве так и не создали. Как говорит представитель Федерации автомобилистов России Дмитрий Шпейтельшпахер, столичные власти могут со спокойной (ну или почти) совестью сказать, что они сделали многое для того, чтобы решить проблему дефицита парковок. «А в Петербурге за полгода не появилось ни одной даже платной новой парковки, - говорит Шпейтельшпахер. – Участки, которые сейчас заняты автостоянками и парковками, раздают коммерсантам. А парковаться негде не и в центре, и в спальных районах». Представитель ФАР отметил, что одна из самых нужных автовладельцам программ – строительства перехватывающих парковок – фактически забуксовала. «Нам обещают два «перехвата» к концу года - но разве это решит проблему?», - говорит автомобилист.
Ну а если власти рассчитывают, что из-за «монетарной угрозы» владельцы автомобилей полюбят метро или пересядут на автобусы, то они глубоко ошибаются, говорят автоэксперты. Прежде чем думать об этом, надо навести порядок с городским транспортом, упорядочить маршрутную сеть, сократить интервалы на многих направлениях и увеличить часы работы городского транспорта. Последнюю проблему, возможно, поможет решить проект ночных автобусов по линиям метро – о его запуске стало известно 27 июня. Если, конечно, этот «пилот» выживет, говорят эксперты.
Если с начала следующего месяца автовладельцев станут жестко «прессовать», если ГИБДД будет работать в одной связке с эвакуаторщиками, то чиновники не получат ничего, кроме громкого возмущения, говорит Денис Шубин. Особенно в случае, если расставленные везде и всюду знаки «остановка/стоянка запрещена» по четным – нечетным дням (которые изначально, к слову, планировали устанавливать только на время уборки снега) останутся на месте, а возле парадных подъездов таких объектов, как Мариинский дворец или местные администрации, появятся «удобства» для своих.
Шпейтельшпахер предлагает меру воздействия: если начиная с 1 июля кто-либо из рядовых автовладельцев увидит неправильно припаркованный, но спокойно стоящий автомобиль с «особыми» номерами или знаками, то пусть вызовет ГИБДД и запечатлеет сей факт на фото. Может, это заставит чиновников сначала думать о том, как создать условия для соблюдения закона, и только потом изобретать кары за его нарушение.
Анна Беляева БалтИнфо |