КУГИ не будет продлевать договоры аренды с гаражными кооперативами, если найдутся инвесторы, готовые построить на месте или неподалёку от «морально устаревших» боксов современные паркинги. Таким образом под угрозой сноса оказываются 75% ГСК. Один такой инвестор уже есть - Всероссийское общество автомобилистов. Но оно просит отдать городскую землю бесплатно.
Будущее 180 тысяч владельцев гаражей обсуждали 24 мая на круглом столе в петербургском парламенте чиновники и представители различных общественных организаций, защищающих интересы автомобилистов. Своеобразным посредником выступил в этой дискуссии председатель профильной комиссии по транспортному комплексу Игорь Риммер, который отметил, что своя правда есть как у Смольного, имеющего полное право продлевать или не продлевать договоры аренды на городскую землю, так и у гаражников, для многих из которых собственный бокс — единственная собственность. По словам депутатов, летом этой собственности могут лишиться как минимум 6 тыс. членов гаражно-строительных кооперативов (ГСК).
Заместитель председателя КУГИ Дмитрий Куракин пояснил, что гаражные кооперативы, как правило, арендуют государственную землю, и по истечении договора арендатор обязан возвратить её в том же виде, в каком и получал. То есть, никакого законного права на компенсацию владельцы гаражей (но не земли под ними) не имеют в любом случае, более того, все постройки они обязаны снести за свой счёт.
«Это риски арендатора. И нашу правоту подтверждают суды — на сегодняшний день не удовлетворено ни одного иска о выплате компенсаций», - подчеркнул зампред КУГИ. Кстати, недавно избранный руководитель петербургского отделения ВОА Валерий Солдунов вынужден был признать, что автовладельцы сами отчасти виноваты в сложившейся ситуации. Ведь считаное количество ГСК оформили землю в собственность, несмотря на предупреждения о том, что только так они могут отстоять свои гаражи или получить компенсацию.
В то же время чиновник заявил, что как город, так и частные инвесторы, застраивающие территорию бывших ГСК, всё равно выплачивают компенсации владельцам, пусть и не обязаны это делать. Как правило, это 20-30 тыс. рублей за гараж при рыночной стоимости 100-150 тыс. каждый. «Мы понимаем, что гаражников много, они отнюдь не богаты и прибыли из своей деятельности не генерируют, так что это такая форма социальной поддержки. Но полную стоимость выплачивать не готовы. Те деньги, которые платит, к примеру, ЗСД - это и есть оптимальная золотая середина», - подчеркнул Дмитрий Куракин.
Тем временем в недрах фракции партии «Справедливой России» ещё в декабре прошлого года родился законопроект, который предусматривает выделение владельцам коллективных автостоянок равноценного места в паркинге или многоэтажном гараже в черте того же муниципального образования. А в случае невозможности сделать это, выплату компенсации в размере рыночной стоимости бокса. Правда, по словам главы фракции Олега Нилова, проект тяжело проходит и шансов на его принятие сейчас немного.
На сегодняшний день город имеет 20 тыс. договоров аренды земли, из которых три четверти - краткосрочные. Но продлевать их в КУГИ будут лишь в том случае, если иных мест для хранения личных авто в непосредственной близости от существующих боксов не будет. Смольный отнюдь не заинтересован в заполнении машинами ближайших газонов и тротуаров. «Но если найдётся инвестор, готовый на месте гаражей построить современный паркинг или подземную стоянку, то земля будет передана ему. Напомню, что, начиная с советских времён, землю кооперативам государство передавало на время, а отнюдь не навсегда», - заключил Дмитрий Куракин.
Представителей ВОА такое развитие событий не устраивает. Они ссылаются, прежде всего, на дороговизну содержания машины в частном паркинге. «На Васильевском острове они стоят пустующие, многие заполнены едва ли на треть. Потому что купить место там стоит 800 — 900 тыс. рублей, а в подземных паркингах — 4,5 тыс. в месяц», - рассказал руководитель василеостровского районного совета ВОА.
А бывший глава петербургского филиала общества Владимир Первашов был ещё более категоричен. «Те площадки, на которых можно строить современные паркинги, отдайте нам. Мы сами в состоянии найти строителей, а потом обслуживать стоянки. И стоимость машино-места будет в разы меньше, чем у коммерсантов. Только землю отдайте бесплатно в длительную аренду или собственность. Тогда у членов кооперативов будет мотивация вкладываться в инфраструктуру», - заявил он, обращаясь, видимо, к представителям КУГИ. На это Валерий Солдунов дал понять, что соответствующие сигналы из Смольного уже идут, и ВОА, видимо, действительно будут отдавать предпочтение перед другими инвесторами. Впрочем, о бесплатной земле речи пока не идёт.
Павел Гинёв, "Фонтанка.ру" |